Поистине уникальная ситуация - один шедевр породил другой как аргумент в споре идей и понятий. В 1952-м году Пол Циннеман снял один знаменитый вестерн, а несколько лет спустя голливудский классик Говард Хоукс ответил другим легендарным фильмом.
Ровно в полдень/High Noon (1952)
Шериф Кейн женился на красавице-блондинке и пакует чемоданы - он в отставке и убывает в свадебное путешествие. В это время становится известно, что посаженный им в тюрьму бандит возвращается в городок поездом ровно в полдень и вместе с дружками собирается отомстить Кейну. Кейн формально уже не обязан давать отпор преступнику, но чувство долга велит ему остаться на месте.
Силы неравны, и шериф обращается к жителям города за помощью, но все как один под разными предлогами отказываются помочь. А часы неумолимо тикают, отмеряя время до high noon, когда прибудет поезд. В итоге немолодому шерифу, которого никто не поддержал, придется встретиться в смертельном поединке одному против четверых головорезов.
Пол Циннеман искусно нагнетает напряжение, Гэри Купер великолепен в роли шерифа, Димитрий Темкин написал знаменитую балладу Do Not Forsake Me, O My Darling. Но помимо кинематографических достоинств фильм также вызвал повышенный интерес, поскольку трусливое бездействие жителей городка прямо сравнивали с равнодушием молчаливого большинства во время разгула маккартизма и "охоты на ведьм". Либеральная общественность была в восторге.
Рио Браво/Rio Bravo (1959)
Режиссер Говард Хоукс и звезда вестернов Джон Уэйн, оба известные консерваторы и патриоты Америки, крайне негативно отнеслись к фильму Циннемана. Уэйн не согласился с изображением людей Дикого Запада как трусливых обывателей, а Хоукс, сам профессионал своего дела до мозга костей, раскритиковал образ шерифа Кейна, который просил помощи у обычных людей, призывая непрофессионалов рисковать жизнью.
Так родился образ шерифа Джона Ти Ченса, крутого профессионала со своим кодексом профессиональной чести. Как и в "Ровно в полдень" шерифу и его немногочисленным помощникам предстоит неравная схватка, но в отличие от шерифа Кейна Джон Ти Ченс отвергает помощь жителей городка. Работа профессионалов брать на себя риски, и обычным неподготовленным людям незачем подставляться под бандитские пули.
И если "Ровно в полдень" стал выразителем критического взгляда на Америку, то "Рио Браво" оказался мощным гимном американскому духу, сильным людям, которые приносили "закон и порядок" на Дикий Запад. Герой Гэри Купера был драматической фигурой покинутого всеми одиночки, герой Джона Уэйна - ярким воплощением американизма.
Идеологические баталии давно отгремели. И замечательно, что в "наследие" от них нам достались два классических вестерна, два безусловных шедевра жанра. Каждый бы спор приносил такие плоды.