Часть 9. Две пленницы
И "Диана", и "Аврора" закончили русско-японскую войну разоружением в иностранных портах, но по-разному.
После боя в Желтом море 28 июля 1904 года, закончившегося поражением русской эскадры, ни одному из крупных боевых кораблей не удалось прорваться во Владивосток, но в Порт-Артур вернулись не все: эскадренный броненосец "Цесаревич" и "Новик" ушли в Циндао, "Аскольд" - в Шанхай. В ответ на требование местных власти потребовали разоружиться. "Цесаревич" и "Аскольд" подчинились, крейсер же "Новик" попытался самостоятельно прорваться на север, но у Корсаковского поста был настигнут японскими крейсерами и уничтожен в неравном бою. Командир "Новика" фон Шульц предлагал князю Ливену, командовавшему "Дианой" совместный прорыв, но Ливен отказался: связывать скоростной "Новик" присутствием тихоходной "хромой утки" "Дианы" едва ли было полезно.
В бою крейсер пострадал не сильно: два прямых попадания и множественные осколочные повреждения от близких разрывов, 5 погибших и 20 раненых. В Артур, который непременно бы стал могилой тихоокеанской эскадры, князь Ливен решил не возвращаться. "Диана" повернула на юг. План был таков: спуститься вдоль китайского берега, пересечь Желтое море; ночью полным ходом пройти Корейский пролив, а далее, отключив лишние котлы и среднюю машину, идти во Владивосток.
Обстоятельства, увы, складывались не в пользу этого плана. Перед выходом из Порт-Артура корабль принял лежалый мелкий уголь, и его расход был просто громаден. За сутки похода и боя сожгли треть запаса (350 тонн). На переход до Корейского пролива нужно было еще 240. А из оставшихся 440 тонн 60% (260 т) невозможно было напрямую подать к топкам из-за специфичной конструкции угольных ям! Для перегрузки этого угля пришлось бы задействовать всю свободную от вахты команду; встреча с кораблями противника в такой ситуации оставляла корабль либо без хода, либо без оружия.
Оставалось идти в Сайгон, где перегрузить уголь, заделать пробоину и исправить полученные в бою повреждения (статус французского порта это позволял). 8 августа "Диана", произведя салют наций, бросила якорь в Сайгоне. Французы приняли очень доброжелательно, снабдили углем и припасами, но вот столь необходимый сухой док предоставить не спешили. Стоянка затягивалась, через несколько дней японцы уже выяснили место стоянки "Дианы", и планы по прорыву во Владивосток можно было сдавать в архив, а еще через несколько дней французские колониальные власти, под давлением японцев, в ультимативной форме потребовали разоружить "Диану". Царь согласился, соответствующую телеграмму на крейсере получили 21 августа.
Поведение союзников возмутило командира и экипаж, но альтернативы не было. Князь разрешил тем офицерам, кто не хотел разоружаться, формально списаться с корабля перед интернированием, и уехать в Россию. Всех он отпустить не мог, но многие уехали, включая капитана 2 ранга Владимира Семенова (будущего автора трилогии "Трагедия Цусимы"), который стал единственным офицером, участвовавшим как в бою в Желтом море, так и в Цусимском сражении.
В Петербурге уход "Дианы" в нейтральный порт поначалу расценили как позор и даже запрещали об этом писать в газетах. Но на фоне всеобщей катастрофы сохранение боеспособного крейсера со временем стало восприниматься скорее положительно. Во всяком случае, наказан никто не был.
В Сайгоне "Диана" провела целый год.
"Аврора", также интернированная в нейтральном порту, избежала суровой критики. Более того, Николай II прислал контр-адмиралу Энквисту благодарственную телеграмму: "Сердечно благодарю Вас, командиров, офицеров и команду крейсеров -Олега», «Авроры» и «Жемчуга» за их беззаветную честную службу в тяжелом бою. Да утешит вас всех сознание свято исполненного долга". В самом деле, корабли из Манилы по окончании войны должны были вернуться в Россию, в отличие от тех, которые остались в Порт-Артуре и Сасебо, или же лежали на дне Цусимского пролива. Это осознали и в Петербурге, и вопрос о невыполнении приказа спустили на тормозах.
Если на "Диане" с ремонтом повреждений управились за месяц, то "Авроре" пришлось ремонтироваться почти до самого конца войны. Время от времени ход работ нарушали привычные в этих широтах тайфуны. Тогда корабли, чтобы их не выбросило на берег, подрабатывали машинами на малом ходу.
Меж тем, в России уже гремели первые раскаты революции, докатывавшиеся и до Манилы. На "Авроре" началось брожение. Заметившие это американцы даже передвинули к ней поближе океанский монитор "Роаднок" – так, на всякий случай.
В сентябре на крейсере появился новый командир. Им стал прибывший из России капитан 2 ранга Барщ. Незадолго до того (23 августа 1905 г) в Портсмуте Япония и Россия подписали мирный договор; 2 октября он был ратифицирован, а 10 октября американские власти объявили экипажам интернированных судов, что те свободны.
15 октября 1905 года "Аврора" снялась с якоря, направляясь в Сайгон, на встречу с "Дианой". Возвращались без без щита, но хотя бы не на щите…
Часть II. "Из всех труб били огненные факелы"...
Часть III. "Крейсера зарываются носом"
Часть IV. Адмирал требовал крови механика "Авроры"
Часть V. Порт-артурская эпопея "Дианы" и "Паллады"
Часть VI. "Аврора": путь к Цусиме
Часть VII. Цусимская катастрофа
Часть VIII. Конец отряда Энквиста
Часть X. Экипажи на грани бунта
Часть XI. Крейсера возвращаются на Балтику
Часть XII. Безнадежно устаревшие
Часть XIV. Хромые утки Балтийского флота
Часть XV. Смерть капитана Никольского
Часть XVI. Выстрел, которого не было
Часть XVII. Последние дни "Дианы"
Часть XIX. Неисправимо дурное поведение
Часть XX. Последний бой крейсера "Аврора"
Часть XXI. Как "Аврора" была "Варягом"
Продолжение следует