по Эндрю Джонс -12 октября 2018 г.
ХЕЛЬСИНКИ - В следующем году Китай выполнит первый испытательный полет полномасштабной 20-тонной модели преемника существующего космического корабля Шэньчжоу для полета человека в космос, заявил высокопоставленный представитель разработчика корабля на прошлой неделе.
Пилотируемый космический корабль следующего поколения будет запущен во время первого старта ракеты-носителя Long March 5B, варианта Long March 5 предназначенной для выведения больших модулей планируемой Китайской космической станции (CSS) на низкую околоземную орбиту.
В 2016 году Китай во время первого полета ракеты средней грузоподъемности Long March 7 запустил масштабную модель возвращаемой капсулы корабля, чтобы проверить этапы торможения и посадки нового космического корабля.
«Полная модель будет опробована в следующем году», - сказал Ли Мин, вице-президент Китайской академии космических технологий (CAST), и подтвердил, что миссия будет включать в себя полный космический корабль, включая ретранслятор и орбитальный модуль.
«Ключевым вопросом является проверка новой формы корабля и технологии многократного использования. Эта капсула будет повторно использована после возвращения из космоса », - сказал Ли Мин на Международном астронавтическом конгрессе, который проходит 1-5 октября в Бремене, Германия.
Испытания космического корабля не будут включать средства контроля окружающей среды или системы, необходимые для жизнеобеспечения тайконавтов, и сосредоточатся на испытаниях бортового радиоэлектронного оборудования, системы разделения, теплозащиты, парашютов и операций по возвращению. Орион НАСА полетел в 2014 году, когда тяжелая ракета Дельта 4 отправил беспилотную капсулу на 5800 километров над Землей для проверки систем возвращения корабля.
CAST, производитель космических кораблей и спутников под руководством главного подрядчика китайской космической программы, разрабатывает преемника в Шэньчжоу, который позволит астронавтам уйти с низкой околоземной орбиты в открытый космос, включая полеты на Луну и Марс.
В настоящее время Китай использует 7,8-тонный космический корабль Шэньчжоу, базирующийся на корабле «Союз», для полетов на низкую околоземную орбиту. Чтобы выйти за границы низкой орбиты, кораблю следующего поколения необходимо будет обеспечить защиту от более жесткой радиационной обстановки в глубоком космосе и иметь дело с входом в атмосферу Земли на большой скорости.
Запланировано две версии нового космического корабля, один из которых имеет массу 14 тонн, а другой - 20 тонн. Они смогут перевозить от четырех до шести тайконавтов, согласно более ранним сообщениям.
Ли не показал график первого полета с экипажем, но заявил, что корабль также может быть быстро доступен для использования в полетах на низкой околоземной орбите, включая CSS.
«Как только он закончит проверки, я думаю, что будет очень быстро [sic] использовать [космический корабль] нового поколения, потому что у нового поколения есть способности многократного использования… так что правительство может снизить стоимость полета на космическую станцию»,объяснил Ли.
Ли представил на Международном астронавтическом конгрессе перспективы использования возвращаемого спутника следующего поколения для коммерческого использования, который, кроме теплозащиты, также можно будет использовать многократно. Ли сообщил SpaceNews, что китайский космический корабль Тяньчжоу, предназначенный для дозаправки и доставки грузов в CSS, также будет иметь многоразовые элементы, начиная с Тяньчжоу-3 и далее.
Long March 5 требуется успеха
Запланированная на 2019 год миссия станет ценным испытанием как 20-тонного космического корабля, так и «Long March 5B», разрабатываемого Китайской академией технологии ракет-носителей (CALT).
Если полет пройдет успешно, новая ракета-носитель может быть доступна для запуска первого модуля CSS в 2020 году.
Long March 5В также будет проверен в полете человеком и в настоящее время является частью планирования потенциальных полетов с экипажем на Луну в 2030-х годах.
Концепция предполагаемой миссии будет включать запуск космического корабля на сверхтяжелом ракета-носителе Long March 9, которая в настоящее время находится на ранней стадии разработки с первым полетом, запланированным на 2028-2030 годы, после чего тайконавты будут взлетать на борту пилотируемого космического корабля следующего поколения на вершине Long March 5В . Лунный корабль и экипаж встретились бы и состыковались на низкой околоземной орбите перед полетом на Луну.
Совершенно ясно, что приступить к испытательному запуску «Long March 5B» с пилотируемым космическим кораблем можно после успешного полета «Long March 5» диаметром 5 метров и высотой 57 метров.
Long March 5 потерпел неудачу в июле 2017 года из-за поврежденного турбонасоса двигателя, что потребовало модернизацию криогенных двигателей первой ступени YF-77.
Кадры, снятые 6 октября китайским Центральным телевидением, показали, что компоненты третьего Long March 5 проходят финальные испытания на объекте в Тяньцзине, север Китая. Ожидается, что ракета будет отправлена из Тяньцзиня в конце месяца для доставки к центру запуска спутников Вэньчан на острове Хайнань для подготовки к запуску ракеты и ее почти 8-тонной полезной нагрузки спутника Шицзян-20 в январе.
Прогресс в планах Китая по созданию космической станции, исследования Луны с возвратом лунного образца Chang'e-5 и первой независимой межпланетной миссии - на Марс в 2020 году - зависит от этого старта.
Еще мои картинки и тексты
https://vk.com/spaceactivityinfographics