Найти в Дзене
Юлия Невская

Языческое капище деревни Пегрема в сердце Онежского озера. Часть 2

В прошлый раз я остановилась на том, что мы добрались до Пегремы и встретили удивительно археолога Анатолия Журавлева. Читайте первую часть на канале.

Прежде чем продолжить рассказ, поделюсь с вами одним из его стихов.

Стихотворение Анатолия Журавлева
Стихотворение Анатолия Журавлева

У этого человека явно хватило сил идти своей дорогой и, знаете, он счастлив. Смотришь на него, живущего в палатке, кутающегося в теплую куртку под холодным ветром и так искренне с улыбкой рассказывающем о своем деле, и понимаешь, что человек счастлив. По настоящему счастлив. В этой глуши, на далеком острове, потерянный для мира, он счастлив.

Анатолий Журавлев, археолог руководивший раскопками Пегремы с 1985 года и оставшийся здесь жить
Анатолий Журавлев, археолог руководивший раскопками Пегремы с 1985 года и оставшийся здесь жить

Теперь расскажу про само капище, а потом вернусь к моему загадочному новому знакомому.

Вид на Пегрема со стороны озера.
Вид на Пегрема со стороны озера.

Мы пошли в сторону капища по направлению, которое нам указал Анатолий. Наш проводник Петр Федорович пожал плечами и сказал: «Ну я вас провожу, вы там гуляйте, а я грибы пособираю пока». Мне показалось , что он старательно пытается скрыть свое недоумение: «Мы тут в детстве играли, а эти странные люди теперь придумали какой-то древний храм. Чудаки».

Заблудиться по дороге на капище оказалось не возможно. Археолог заботливо понаставил табличек с указателями. Это же не просто лес, это «культурно - исторический центр», - сказал он. Так что все цивилизовано. Это зрелище нас от души повеселило. К соснам везде были прикреплены указатели с текстом, старательно написанным от руки, большими буквами.

"Зал заседаний"
"Зал заседаний"

Таблички с указателями на поляне идолов
Таблички с указателями на поляне идолов

Дорога вела вверх от террасы к террасе. Вокруг сосны, камни и тишина. И вереск, повсюду вереск. Нехоженые вересковые поляны. У меня от его цветов замирает сердце. Пишу сейчас и как будто снова там.

Дорога к капищу
Дорога к капищу

Раскопки в Пегреме начались в 1985 году. Анатолий руководил ими с самого начала. Поверхность земли здесь поднимается на 4 террасы над современным уровнем воды Онежского озера. Эти террасы сформированы сходом ледника. В районе Пегремы найдено множество стоянок относящихся к разным векам начиная с мезолитической культуры, сформировавшейся после схода ледника. В книжках Журавлева Пегрема названа «машиной времени». «За десять тысяч лет древней истории здесь сменилось несколько цивилизаций от Оленеостровской мезолитической культуры до древнесаамской анахронической парадигмы». нига Анатолия Журавлева

Книга Анатолия Журавлева
Книга Анатолия Журавлева

Не буду перегружать вас научными цитатами, расскажу о саамах. Сохранившееся святилище именно их рук дело. Саамы – малочисленный фино-угорский народ, коренной народ Северной Европы. Скандинавы называли их «лаппар», русские «лапыри». Именно оттуда и произошло название Лапландия. Сейчас саамы на территории России живут на Кольском полуострове в районе села Ловозеро. История, как обычно, банальна: с приходом христианства им пришлось двигаться дальше на север.

Капище относится к 1 тысячелетию до нашей эры. Сейчас оно представляет собой пространство в лесу, на котором расположены крупные камни особой формы. Именно камни в свое время привлекли археологов. Стало очевидно, что их расположение и форма определены не природой, а рукой человека. В процессе раскопок все ценные объекты были вывезены в музей в Петрозаводске. Сами же камни оставили на своих местах, сохранив древний саамский ритуальный комплекс.

Книга Анатолия Журавлева
Книга Анатолия Журавлева

Святилище имеет два смысловых духовных уровня. Первый: саамы поклонялись камню, как источнику силы. Предполагается, что на поляне проводились обряды почитания камня для получения его энергии. Второй: поклонение семейным, родовым и племенным тотемам. Изображение лягушки и утки относится однозначно к племенным тотемам, изображения женских форм к родовым и семейным. На данный момент раскопано 34 объекта.

Тотем лягушка
Тотем лягушка
Тотем Утка
Тотем Утка

На первый взгляд весь этот культурный комплекс с бумажными табличками в формате школьной стенгазеты смотрится очень наивно. Название тотемов, дерево жизни, - да все кажется выдумкой. Но если задуматься. Приехала бы сюда серьезная организация, а не один очарованный странник с группой энтузиастов, и оформила бы все цивилизованно. Было бы более серьезно и внушительно. Но потерялось бы что-то важно. Что-то самое главное.

Кенотаф: древо жизни
Кенотаф: древо жизни

Мне было интересно наблюдать за своими ощущениями. Места силы, в которые ходят толпами туристы, мне кажутся энергетически разворованными, что ли. Как будто из них давно ушла вся сила. Как будто каждое селфи на телефончик забирает у них часть сакральности. Но здесь все не так. Хоть Анатолий Журавлев и говорит про симпозиум и культурный центр, это безлюдное место. Сюда приезжают только те, кому очень нужно. Типа нас. Поэтому на поляне идолов в Пегреме чувствуется реальность существования прошлого, и оно здесь в полном праве жить своей жизнью. Кладешь руку на камень и чувствуешь, как по ней поднимается первозданная сила. Эта сила ждет своих в тихой глуши и щедро делится всем, что у нее есть: «бери, коль пришел».

Тотем Лик
Тотем Лик

Анатолий рассказал, что сюда приезжают разные люди. В прошлом году прибыла делегация саамов из 20 человек. Они узнали про это место и приехали почтить предков, поэтому устроили большой праздник прямо в святилище. В прошлом же году приезжали шаманы со всей России. Они попросили дать им возможность «поработать» здесь и спустя некоторое время вынесли вердикт: поляна идолов снова активна.

Помните всякие легенды про духов и хранителей каких-то важных сакральных мест? Кажется, что загадочный археолог именно такой. Его приворожило это место и он счастлив оставаться его пленником. «Анатолий, расскажите, как вы здесь живете?», - спрашиваю я. «Мыслями я здесь круглый год», - улыбается Анатолий. «Зимой пишу книги, с мая по сентябрь живу здесь. Готовлю черновики. Общаюсь с людьми, провожу заседания симпозиума и экскурсии. У меня написано 160 трудов про Пегрему и связанное с ней и 140 книг стихов». Археолог принес большой клетчатый чемодан, в котором были сложены разные книги в мягких обложках, его авторства. Мы не удержались и конечно купили пару на память.

Идол, новодел по историческим образцам
Идол, новодел по историческим образцам

Анатолий хитро на нас посмотрел и сказал: «Вот вы сейчас сюда приехали и ещё не раз приедете». И спорить с ним бесполезно, все верно. Мы сюда обязательно вернемся. Столько осталось не увиденным и не прочувствованным. И Висячие озера на соседнем острове, и поющий камень литофон, по которому какой-то западный ученый защитил диссертацию в музыкальной сфере. Да и на встречу со старыми богами сюда можно ещё не раз вернуться.

Стихи Анатолия Журавлева
Стихи Анатолия Журавлева