Все в мире начинается с разделения.
Красс свой жребий бросил, он прошел сквозь врата главного бога римлян — Януса.
Двери этих врат века никто не закрывал.
«С возникновения Рима в середине VIII в. до н.э. и до крушения Римской империи в V в. н.э. римляне воевали непрерывно.
Лишь на несколько лет за все эти столетия, по древнему обычаю, в знак мира, добытого победами, запирался храм Януса.
Достоверно известно всего лишь пять таких случаев, и только в одном из них храм простоял закрытым достаточно долго — при втором римском царе Нуме храм Януса не видели отворенным 43 года подряд».[1]
Красс был консулом и императором. Именем Януса ему присягали многие мужчины.
«Едва ли не самым своеобразным между всеми римскими богами и конечно единственным, для которого была придумана чисто италийская форма поклонения, был двуглавый Янус; однако и в нем не олицетворяется ничего кроме выражающей боязливую римскую набожность идеи, что перед начинанием всякого дела следует обращаться с молитвой к духу начала. Богу начала, Янусу, был посвящен особый день (Agonia, 9 января)».[2]
«Янус — один из наиболее загадочных римских богов. С одной стороны, он бог всех дверей и входов, с другой — «как бы бог богов».[3]
Но этот титул чужд римской религии, и, вероятно, он восходит к титулатуре восточных владык «царь царей». С именем Януса связан странный обряд закрывания ворот храма Януса Гемина (Двойного) на северной части форума.
Современник Красса Варрон[4] со ссылкой на анналиста Пизона впервые сообщает, что ворота должны быть закрыты, когда царит мир.[5] Античные авторы не понимали, что это означает. Как считали одни, запирается война,[6] а другие — удерживается мир.[7] Известен эпитет Януса — Клузий, Запирающий. Этрусское имя Януса — Ани. Ани изображали четырехликим.[8]
Публий Овидий Назон:
Как же прославить тебя, о Янус, бог двуобразный?
В Греции нет божества, равного силой тебе.
Ты нам скажи, почему из всех небожителей ты лишь
Видишь, что сзади тебя, видишь, что перед тобой?
Так размышлял я, стараясь в своих разобраться табличках,
Вдруг замечаю, что весь светом наполнился дом:
Это предстал предо мной двойным изумляющий ликом
Янус священный, и сам прямо взглянул мне в глаза.
Я испугался, мои от ужаса волосы встали,
Холод внезапный объял оцепеневшую грудь.
Левой рукою держа ключи, а правою посох,
Он обратился ко мне сразу же, так говоря:
«Страх позабудь и внимай мне: о днях возвещая прилежно,
Дам я ответ, и пойми то, что скажу я тебе.
Хаосом[9] звали меня в старину (я древнего рода),[10]
Слушай, какие дела прошлых веков я спою.[11]
Д. Е. Новокшонов доказывает, что именем Янус римляне обозначали непостижимую пустоту человеческого «Я», лучше всего описанную последователями основателя Махаяны — Мудрейшего из саков (Шакьямуни) Будды.
Советские воины также присягали Янусу:
«Я (Янус), гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать Конституцию СССР и советские законы, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.
Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть презрение советского народа».
Римское имя Янус (Janus) этимологически имеет один корень с другим важным римским понятием: Гений (Genus) — Род.
Гений — бог мужской силы, олицетворение внутренних мужских сил и способностей мужчины.[12]
[1] Махлаюк А. Римские воины. Под знаком Марса. М., 2010. С. 3.
[2] Моммзен Т. История Рима / Пер. под ред. С. И. Ковалева и Н. А. Машкина. СПб, 1997. С. 146, 144.
[3] Macr. Sat. 1, 9, 16.
[4] Marcus Terentius Varro, 116 — 27 гг. до н. э.
[5] Varro L. L. 5, 165.
[6] Verg. Aen. 1, 293.
[7] Ovid. Fast. 1, 281; Hor. Epist. 2, 1, 255.
[8] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 196–199.
[9] Χάος, зияющее.
[10] Me Chaos antiqui (nam sum res prisca) vocabant.
[11] Ovid. Fast. 1, 89–104. Пер. Ф. А. Петровского.
[12] Штаерман Е. М. Гений // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 145.