Найти тему
Мошиах

М. Л. Красс и Янус

Все в мире начинается с разделения.

Красс свой жребий бросил, он прошел сквозь врата главного бога римлян — Януса.

Двери этих врат века никто не закрывал.

Арка Януса в Риме
Арка Януса в Риме

«С возникновения Рима в середине VIII в. до н.э. и до крушения Римской империи в V в. н.э. римляне воевали непрерывно.

Ворота Януса в китайской провинции Гансу
Ворота Януса в китайской провинции Гансу

Лишь на несколько лет за все эти столетия, по древнему обычаю, в знак мира, добытого победами, запирался храм Януса.

Ворота Януса в Японии
Ворота Януса в Японии

Достоверно известно всего лишь пять таких случаев, и только в одном из них храм простоял закрытым достаточно долго — при втором римском царе Нуме храм Януса не видели отворенным 43 года подряд».[1]

Распространенный по всей Евразии храм Янусу в чистом поле
Распространенный по всей Евразии храм Янусу в чистом поле

Красс был консулом и императором. Именем Януса ему присягали многие мужчины.

Божественное в человеке, Янус, Я, то есть способность смотреть в прошлое и настоящее
Божественное в человеке, Янус, Я, то есть способность смотреть в прошлое и настоящее

«Едва ли не самым своеобразным между всеми римскими богами и конечно единственным, для которого была придумана чисто италийская форма поклонения, был двуглавый Янус; однако и в нем не олицетворяется ничего кроме выражающей боязливую римскую набожность идеи, что перед начинанием всякого дела следует обращаться с молитвой к духу начала. Богу начала, Янусу, был посвящен особый день (Agonia, 9 января)».[2]

Ворота Януса в Японии
Ворота Януса в Японии

«Янус — один из наиболее загадочных римских богов. С одной стороны, он бог всех дверей и входов, с другой — «как бы бог богов».[3]

Для победоносной армии война заканчивалась торжественным прохождением через врата Януса
Для победоносной армии война заканчивалась торжественным прохождением через врата Януса

Но этот титул чужд римской религии, и, вероятно, он восходит к титулатуре восточных владык «царь царей». С именем Януса связан странный обряд закрывания ворот храма Януса Гемина (Двойного) на северной части форума.

Ворота погоста в России
Ворота погоста в России

Современник Красса Варрон[4] со ссылкой на анналиста Пизона впервые сообщает, что ворота должны быть закрыты, когда царит мир.[5] Античные авторы не понимали, что это означает. Как считали одни, запирается война,[6] а другие — удерживается мир.[7] Известен эпитет Януса — Клузий, Запирающий. Этрусское имя Януса — Ани. Ани изображали четырехликим.[8]

Иногда Янус мог смотреть не только в настоящее и прошлое, но и будущее
Иногда Янус мог смотреть не только в настоящее и прошлое, но и будущее

Публий Овидий Назон:

Как же прославить тебя, о Янус, бог двуобразный?

В Греции нет божества, равного силой тебе.

Ты нам скажи, почему из всех небожителей ты лишь

Видишь, что сзади тебя, видишь, что перед тобой?

Так размышлял я, стараясь в своих разобраться табличках,

Вдруг замечаю, что весь светом наполнился дом:

Это предстал предо мной двойным изумляющий ликом

Янус священный, и сам прямо взглянул мне в глаза.

Я испугался, мои от ужаса волосы встали,

Холод внезапный объял оцепеневшую грудь.

Левой рукою держа ключи, а правою посох,

Он обратился ко мне сразу же, так говоря:

«Страх позабудь и внимай мне: о днях возвещая прилежно,

Дам я ответ, и пойми то, что скажу я тебе.

Хаосом[9] звали меня в старину (я древнего рода),[10]

Слушай, какие дела прошлых веков я спою.[11]

Памятник Публию Овидию Носатому в румынской Констанце, где он был в ссылке
Памятник Публию Овидию Носатому в румынской Констанце, где он был в ссылке

Д. Е. Новокшонов доказывает, что именем Янус римляне обозначали непостижимую пустоту человеческого «Я», лучше всего описанную последователями основателя Махаяны — Мудрейшего из саков (Шакьямуни) Будды.

Излагаемые здесь сведения Д. Е. Новокшонов собрал в этой книжке
Излагаемые здесь сведения Д. Е. Новокшонов собрал в этой книжке

Советские воины также присягали Янусу:

«Я (Янус), гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать Конституцию СССР и советские законы, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

-12

Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть презрение советского народа».

Современное художественное переосмысление образа Януса
Современное художественное переосмысление образа Януса

Римское имя Янус (Janus) этимологически имеет один корень с другим важным римским понятием: Гений (Genus) — Род.

Храм Янусу в исламской Турции
Храм Янусу в исламской Турции

Гений — бог мужской силы, олицетворение внутренних мужских сил и способностей мужчины.[12]

[1] Махлаюк А. Римские воины. Под знаком Марса. М., 2010. С. 3.

[2] Моммзен Т. История Рима / Пер. под ред. С. И. Ковалева и Н. А. Машкина. СПб, 1997. С. 146, 144.

[3] Macr. Sat. 1, 9, 16.

[4] Marcus Terentius Varro, 116 — 27 гг. до н. э.

[5] Varro L. L. 5, 165.

[6] Verg. Aen. 1, 293.

[7] Ovid. Fast. 1, 281; Hor. Epist. 2, 1, 255.

[8] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 196–199.

[9] Χάος, зияющее.

[10] Me Chaos antiqui (nam sum res prisca) vocabant.

[11] Ovid. Fast. 1, 89–104. Пер. Ф. А. Петровского.

[12] Штаерман Е. М. Гений // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 145.