Найти в Дзене
Подумалось мне часом

Exegi monumentum, или Незаконченная история одного памятника

Это – памятник.

Вот так он выглядел в свои лучшие годы.

А вот так - в 2011 году. Потыкайте, там несколько фотографий.

Этот памятник уникален тем, что его одни герои нашей истории поставили другим героям – своим предшественникам.

Это памятник участникам русской экспедиции князя Александра Бекович-Черкасского в 1717 году.

Экспедиция Бековича-Черкасского была первой в российской истории масштабной русской экспедицией в Среднюю Азию. Вообще первой – ни разу до этого Россия воинские соединения туда не посылала.

Про эту экспедицию можно писать романы в стиле Майна Рида, Луи Буссенара и прочих мастеров приключенческой экзотики.

Все элементы авантюрного романа в наличии.

Все началось с появления таинственного посланца экзотической национальности, сообщившего царю о сокровищах, скрытых в чужих землях. Потом было снаряжение экспедиции за “еркендским золотом”, точнее, сразу двух – одна вышла из Астрахани, другая – из Сибири. Был дерзкий план – сначала пеший переход войска через страшную пустыню, потом строительство кораблей и опасное плавание в сказочную Индию, которая, как известно, “находится на самом краю земного диска”. Именно поэтому во главе экспедиции стал профессиональный моряк, один из лучших мореходов России, князь Александр Бекович-Черкасский.

Как и положено в авантюрном романе, прошлое главного героя было темным, происхождение – таинственным, а сам он – брутальным мужчиной экзотической национальности. Бекович-Черкасский был черкесом, еще мальчиком взятым в Россию, воспитанным одним из высших сановников Империи, и вместе с другими боярскими детьми отправлен Петром в Европу учиться мореходному делу.

Я не буду пересказывать всю эту историю, она достаточно подробно изложена в моей книге "Люди, принесшие холод", да и не я один о ней писал. В этой экспедиции было все – опасные кораблекрушения, возведение форпостов на чужих землях, предательство первого заместителя, засылка шпионов, рапорты резидентов, бегство от властей, сумасбродные туземные вожди, огромная внеземная любовь, трагическая гибель главной героини, ненависть могущественных врагов, чудесные спасения…

И страшный финал.

Вся экспедиция Бековича-Черкасского погибла. Вся.

Из начальника экспедиции, князя Бековича-Черкасского, сделали чучело – хивинцы сняли с него кожу, набили ее сухой травой и получившееся чучело повесили в створе городских ворот. Отрезанную голову предводителя “урусов” хивинский хан отослал в подарок хану бухарскому.

Четыре человека вернулись в Астрахань из трехтысячного отряда князя Александра Бековича Черкасского. Из протоколов их допросов мы и знаем подробности этой страшной экспедиции.

Все остальные остались в Хиве – кто в земле, кто в рабстве. Все три тысячи.

Единственной памятью об этих тысячах русских могил был обелиск, поставленный первым жертвам Большой игры их своеобразными «сменщиками» — бойцами знаменитого Красноводского отряда.

Наверное, самого героического подразделения русских войск в Туркестане, бывшео в первых рядах во всех самых горячих “делах”, как говорили тогда.

Памятник в честь русской экспедиции князя Александра Бековича-Черкасского был установлен в 1871 году и приурочен к 200-летию со дня рождения Петра I. Средства на него были собраны по подписке среди офицеров Красноводского гарнизона.

Именно они, легендарные «белые рубахи», поквитавшиеся за отряды Бековича, и поставили в 1871 году близ нынешнего туркменского поселка Кызал Су скромный памятник, написав на нем: «Красноводский отряд – сподвижникам Петра I». А на второй плите выбили незатейливое стихотворение:

В степи дикой и безмолвной
Вас, братья, мы нашли
И теплой молитвой
Ваш прах почли.

Это, повторюсь, была единственная память о первой нашей экспедиции в Среднюю Азию. В 2013 г. памятник был полностью разрушен, медные пластины и крест утрачены - скорее всего, сданы на металлолом.

К нашей чести, вскоре после разрушения памятника был объявлен сбор средств на восстановление, и на собранные деньги усилиями энтузиастов в Петербурге была изготовлена полная копия памятника - только уже не из гипса, а из более долговечного гранита.

-3

Но теперь возникла другая проблема - сколько я понимаю, не удается решить вопрос об установке монумента с властями Туркмении.

Что тут скажешь?

Жернова истории мелят медленно, но верно.

Я почему-то уверен, что рано или поздно новый памятник встанет на место старого. Потому что - помнят.

Извините, за банальность, память - она не в граните.

Она в головах.

Как когда-то написал поэт: "Пока я помню - я живу".

Будем жить!