Найти тему
Искусство Звука

Индийская классическая музыка

Окунёмся в несколько иную музыкальную культуру, отличную от европейской, полную тайн и очарования. В этом необычном мире музыки на самом деле можно обнаружить много общего и очень интересного, приоткрывающего завесу неизведанного и неразгаданного...

История собственно индийской цивилизации начинается с середины II тысячелетия до н.э. В это время с северо-запада в долины рек Инд и Ганг вторглись племена ариев, до сих пор хранящих тайну своего происхождения. Самым значительным памятником новой культуры, на протяжении более 3 тысяч лет развивавшейся и процветавшей на полуострове, стали, безусловно, веды, которые сложились из вдохновенных песнопений, звучавших на языке древнеиндийской культуры - санскрите и долгое время существовавших только в устной форме.

Веды (санскрит वेद — «знание», «учение») - собрание древнеиндийских текстов преимущественно сакрального характера. Из четырёх книг вед - Ригведа (Книга гимнов), Яджурведа (Веда жертвоприношений), Самаведа (Веда мелодий), Атхарваведа (Веда заклинаний) - старейшей и важнейшей является первая, определяющая содержание остальных.

В истории культуры Индии традиционно принято связывать происхождение музыки со временем возникновения Самаведы, куда вошли мелодии, созданные на основе литургических текстов более древних Яджурведы и особенно Ригведы. Развиваясь, усложняясь, совершенствуя свой мелодический язык, сохраняя изначально присущий ей характер строгого песнопения, со временем она выходит за пределы ритуальности и обретает самостоятельность.

Многочисленные древнеиндийские литературные памятники свидетельствуют о формировании в Индии специфического восприятия музыки, которая, с одной стороны, понималась как проявление божественного начала, как уникальное средство, позволяющее выйти в иной мир, как слияние явлений физического и духовного порядка, а с другой - стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

Будучи тесно связанной со словом, жестом, движением, музыка в Индии издавна входила в некое сложное синкретическое (слитное) образование. Органичное слияние инструментальной музыки, пения и танца привело к возникновению специфически национальной, в высшей степени оригинальной формы искусства, получившей название "сангит" (музыка). Эта особенность древнеиндийского искусства нашла проявление в очень своеобразной форме - в той специфической символике, с целью воспроизведения которой музыкально-теоретические тексты предписывают исполнителю иметь, в зависимости от характера музыкального произведения, определённое выражение лица, пользоваться соответствующими жестами и др.

При помощи танца, исполняемого в сопровождении музыки, индусы считали возможным выражать самые глубокие и разнообразные переживания и даже воспроизводить весь строй Вселенной. Благодаря этому практически любое вокальное произведение должно восприниматься не только слухом, но и  зрением. Использование особых систем - мудра (положение пальцев рук и кистей танцовщика) и хаста (положение рук по отношению к телу танцовщика) - сделало возможной передачу даже сложного литературного текста.

Древние формы индийского классического танца отличал до мельчайших деталей отработанный язык мимики и жестов, а для овладения им нужно было пройти многолетний курс обучения. Темы заимствовались из древнеиндийских легенд, в частности из "Рамаяны".