В 1775 году Североамериканские колонии Великобритании подняли вооружённое восстание против метрополии. Причиной восстания послужило экономическое давление со стороны Англии, выражавшееся в повышении налогов для местного населения и в притеснениях местных предпринимателей. Кроме того, Англия приняла решение разместить в колониях дополнительные войска, содержание которых должно было лечь дополнительным бременем на плечи колонистов.
В Североамериканских колониях, которых к 1775 году насчитывалось 13, давно бродили идеи о более широкой автономии от Лондона. Однако о независимости тогда никто и не помышлял. Население колоний в массе своей было англоязычным и Англию воспринимало как свою родину. Тем обиднее было колонистам, когда вопросы, связанные с их жизнью, стали обсуждаться в английском парламенте без участия представителей колоний. Жители Северной Америки – подданные английской короны – стали ощущать себя людьми второго сорта.
Накопившееся недовольство вылилось в вооружённое противостояние, которое продолжалось 8 лет: с 1775 по 1783 годы. В историю это событие вошло как Война Североамериканских колоний за независимость. Жестокость, с которой действовали английские войска, быстро развеяла иллюзии колонистов о «родной Англии». 4 июля 1776 года была принята Декларация о независимости и война за экономические свободы превратилась в войну за полный суверенитет.
Итогом войны, как мы все знаем, стало поражение Англии, независимость колоний и образование в 1787 году нового государства – Соединённых Штатов Америки.
Мало кто знает, что своим появлением США обязаны своему нынешнему геополитическому противнику – России.
В 1775 году на территории Российской Империи было подавлено крупнейшее в её истории крестьянское восстание под предводительством донского казака Емельяна Пугачёва. Российская императрица Екатерина II и её окружение были напуганы размахом и силой бунта, который едва не поставил под удар государственный строй империи. Екатерина II, придерживавшаяся с самого начала своего правления либеральных ценностей, после Пугачёвского восстания укрепилась в мысли, что только монархическое правление способно обезопасить государство от внутренних смут и противоречий. При этом российская императрица имела в виду не только Россию, но и весь мир. Естественно, по логике вещей Екатерина II должна была быть противником любых революционных волнений и восстаний против законных властей.
Именно по этой причине с самого начала войны в Североамериканских колониях английский король Георг III обратился к российской императрице с просьбой прислать ему 20-тысячный армейский корпус для помощи в подавлении восстания. Английский король намекал, что, таким образом, он и Екатерина II выступят единым фронтом в защиту монархической власти от посягательств бунтовщиков и самозванцев. Можно только гадать, что бы было, если бы 20 000 русских солдат, закалённых в битвах с Османской империей и повстанцами Пугачёва, оказались в Северной Америке? Наверняка, исход войны за независимость был бы иной. Есть также версия, правда, не подтверждённая, что Георг III просил не просто 20 000 русских солдат, а 20-тысячный армейский корпус под командованием А.В. Суворова.
Кроме того, надежды Георга III на военную помощь со стороны России опирались на достаточно тесные отношения двух стран в те годы. Россия была инициатором Северной системы, которая предполагала союз северных держав: России, Швеции, Англии, Дании и Голландии против держав южных: Испании, Австрии, Франции и Османской империи. Сама система, правда, так и не была создана. Но отношения Англии и России от этого не пострадали.
Однако ответ Екатерины II английского короля не обрадовал. Российская императрица решительно отказала в отправке своих войск в Северную Америку. Чем это было мотивировано? Естественно, Россия не хотела сражаться за чуждые себе интересы. С другой стороны, российские дипломаты понимали: Англия сегодня друг, завтра – враг. И были не прочь, если сильнейшая морская держава мира хоть немного, но ослабнет.
Таким образом, Россия заняла нейтральную позицию. Но в контексте происходящих в Новом Свете событий, позиция России была на руку именно североамериканским колонистам.
На стороне североамериканских колоний решительно выступили Франция и Испания, которые стали помогать повстанцам в их борьбе против английского господства войсками, оружием, боеприпасами и продовольствием. Англия, имевшая сильнейший на тот момент военно-морской флот, приступила к блокаде берегов Северной Америки, заявив о своём праве досматривать и арестовывать любые суда, даже под нейтральными флагами, которые приблизятся к берегам колоний. Это заявление было неслыханной наглостью для того времени. Для колонистов же оно было, по сути, приговором. Своих ресурсов для борьбы с Англией у колоний не хватало, и вся надежда была только на поставки из-за океана.
Однако и здесь решающую роль сыграла Россия. Возмущённая таким поведением англичан Екатерина II издала Декларацию о вооружённом нейтралитете, которая давала право морским судам под нейтральными флагами свободно подходить к берегам Северной Америки и, при необходимости, открывать огонь по тем судам, которые будут им в этом препятствовать. С этого момента все торговые суда России начинают ходить в сопровождении военных кораблей. К Декларации присоединяются крупнейшие морские державы того времени. Англия остаётся в изоляции. В Североамериканские колонии продолжились поставки необходимых для борьбы с Англией товаров.
Таким образом, Россия двумя своими действиями немало способствовала победе Североамериканских колоний в их войне за независимость от Англии. Конечно, ни Екатерина II, ни её окружение, и предположить не могли, что освободившиеся от власти Англии колонии со временем превратятся в ведущую мировую державу, которая будет претендовать на доминирование во всём мире.