Найти тему
Nihon no yume ・Сны о Японии

Фотографии Дайдо Мориямы: темная красота мегаполисов

Из серии «Охотник», 1972.
Из серии «Охотник», 1972.

Дайдо Морияма (1938 г.р.) – один из известнейших фотохудожников современности не только в родной Японии, но и за ее пределами. Особенно знамениты его фотографии городской жизни – спонтанные, контрастные черно-белые снимки, выхватывающие из стремительной жизни мегаполиса яркий момент.

Свою карьеру Морияма начал в 1960-х в ателье уже известного тогда японского фотографа Йоко Хосое, но уже через несколько лет начал работать самостоятельно. Поначалу (до конца 70-х) его снимки никто не воспринимал всерьез – Дайдо считали просто неграмотным фотографом. Его снимки были «не в фокусе», «без композиции», «зернистые» и хаотичные – и мало кто понимал, что именно это и было целью автора. А в 1971 год он снял один из известнейших своих снимков – «Бродячая собака» (Stray Dog). «Я тогда жил в гостинице в Тохоку», — вспоминал Морияма 30 с лишним лет спустя, — «Утром я вышел из отеля, увидел пса и сфотографировал. Я и помыслить не мог, что этот снимок станет знаменитым». Экспрессивный, завораживающий темной энергетикой снимок стал «визитной карточкой» фотографа. Его стиль признали.

«Бродячая собака», Мисава, 1971.
«Бродячая собака», Мисава, 1971.

Позднее стиль уличной съемки Мориямы назвали назван blur-boke («зернистый, размытый, без фокуса»). Его отличает спонтанность, хаотичная композиция и контрастность. Морияма в основном снимает на маленькие компактные камеры, «мыльницы», снимает быстро, «от бедра», часто даже не глядя в видоискатель. Это помогает ему быстро и незаметно поймать момент, «заморозив» его во времени. Именно такие снимки наиболее естественно и ярко отражают кипучую жизнь мегаполиса, в которую влюблен фотограф.

«... Я хочу делать фотографии свободно, без технических ограничений. Например, большую часть своих кадров я делаю из движущегося автомобиля или, не просматривая видоискатель, когда иду пешком. Можно сказать, что я фотографирую не только глазами, но и всем телом».
Синдзюку, 2002.
Синдзюку, 2002.
Истерический Дайдо, 1997.
Истерический Дайдо, 1997.
Токио, 1978-1979.
Токио, 1978-1979.

Большинство снимков Мориямы черно-белые – так они получаются более выразительными и абстрактными, как бы открывая перед зрителем новый мир, не заметный обычно. На творчество фотографа оказали большое влияние «король битников» и «отец хиппи» писатель Джек Керуак, один из ключевых фигур в формировании поп-арта Энди Уорхол и фотограф Уильям Кляйн, известный своей уличной съемкой.

Для создания своих работ Дайдо бродит по городу часами, «словно бродячий пес», заворачивая в незаметные переулки, пересекая шумные центральные перекрестки, заглядывая в тихие жилые улочки… Он страстно исследует город, меняющийся каждую секунду, на протяжении десятков лет, сохраняя к нему живой интерес. На его счету десятки фотоальбомов, выставок и престижных наград.

«В городе есть всё: комедия, трагедия, панегирик, эротика. Это идеальная обстановка, место, где переплетаются людские желания. Он остаётся и всегда будет моей природной стихией».
Из серии «Охотник», 1972/2014.
Из серии «Охотник», 1972/2014.
Токио, 1969.
Токио, 1969.

Так, в этом году Дайдо Морияма стал обладателем престижной премии Hasselblad. Фонд отметил, работы мастера, сделанные на стыке реального и иллюзорного, исследуют саму природу фотографии, а его «твердый, бескомпромиссный стиль» помог вписать японскую фотографию в международный контекст и вдохновил не одно поколение художников по всему миру.

Коты, 2015.
Коты, 2015.
Истерический Дайдо, 1993.
Истерический Дайдо, 1993.
Хоккайдо, 1978.
Хоккайдо, 1978.
«Осака», 1997.
«Осака», 1997.
Из серии «Охотник», 1972.
Из серии «Охотник», 1972.
По пути, 1969.
По пути, 1969.
«Провокация», 1969.
«Провокация», 1969.
«Токио, 1980», 1995.
«Токио, 1980», 1995.

Небольшой документальный фильм про Дайдо Морияма