Дайдо Морияма (1938 г.р.) – один из известнейших фотохудожников современности не только в родной Японии, но и за ее пределами. Особенно знамениты его фотографии городской жизни – спонтанные, контрастные черно-белые снимки, выхватывающие из стремительной жизни мегаполиса яркий момент.
Свою карьеру Морияма начал в 1960-х в ателье уже известного тогда японского фотографа Йоко Хосое, но уже через несколько лет начал работать самостоятельно. Поначалу (до конца 70-х) его снимки никто не воспринимал всерьез – Дайдо считали просто неграмотным фотографом. Его снимки были «не в фокусе», «без композиции», «зернистые» и хаотичные – и мало кто понимал, что именно это и было целью автора. А в 1971 год он снял один из известнейших своих снимков – «Бродячая собака» (Stray Dog). «Я тогда жил в гостинице в Тохоку», — вспоминал Морияма 30 с лишним лет спустя, — «Утром я вышел из отеля, увидел пса и сфотографировал. Я и помыслить не мог, что этот снимок станет знаменитым». Экспрессивный, завораживающий темной энергетикой снимок стал «визитной карточкой» фотографа. Его стиль признали.
Позднее стиль уличной съемки Мориямы назвали назван blur-boke («зернистый, размытый, без фокуса»). Его отличает спонтанность, хаотичная композиция и контрастность. Морияма в основном снимает на маленькие компактные камеры, «мыльницы», снимает быстро, «от бедра», часто даже не глядя в видоискатель. Это помогает ему быстро и незаметно поймать момент, «заморозив» его во времени. Именно такие снимки наиболее естественно и ярко отражают кипучую жизнь мегаполиса, в которую влюблен фотограф.
«... Я хочу делать фотографии свободно, без технических ограничений. Например, большую часть своих кадров я делаю из движущегося автомобиля или, не просматривая видоискатель, когда иду пешком. Можно сказать, что я фотографирую не только глазами, но и всем телом».
Большинство снимков Мориямы черно-белые – так они получаются более выразительными и абстрактными, как бы открывая перед зрителем новый мир, не заметный обычно. На творчество фотографа оказали большое влияние «король битников» и «отец хиппи» писатель Джек Керуак, один из ключевых фигур в формировании поп-арта Энди Уорхол и фотограф Уильям Кляйн, известный своей уличной съемкой.
Для создания своих работ Дайдо бродит по городу часами, «словно бродячий пес», заворачивая в незаметные переулки, пересекая шумные центральные перекрестки, заглядывая в тихие жилые улочки… Он страстно исследует город, меняющийся каждую секунду, на протяжении десятков лет, сохраняя к нему живой интерес. На его счету десятки фотоальбомов, выставок и престижных наград.
«В городе есть всё: комедия, трагедия, панегирик, эротика. Это идеальная обстановка, место, где переплетаются людские желания. Он остаётся и всегда будет моей природной стихией».
Так, в этом году Дайдо Морияма стал обладателем престижной премии Hasselblad. Фонд отметил, работы мастера, сделанные на стыке реального и иллюзорного, исследуют саму природу фотографии, а его «твердый, бескомпромиссный стиль» помог вписать японскую фотографию в международный контекст и вдохновил не одно поколение художников по всему миру.
Небольшой документальный фильм про Дайдо Морияма