Буквально на днях CD Project Red выдала нам еще одну "замечательную" новость об игре Cyberpunk 2077. Разработчики перевели всю игру в вид "от первого лица", включая кат сцены (включая сцены секса). Нет, редактор внешности остается, но лицо и тело персонажа мы создадим, а дальше будем видеть его только в различного рода отражающих поверхностях в игре. Общественность, мягко говоря, не в восторге от нововведений, а мы решили разобраться, чем собственно плюсы и минусы того и другого подхода.
Для начала определимся с терминами: игра от первого лица, это когда ты 99% игрового времени видишь на экране летающие руки. Игра от третьего - когда те же 99% времени ты пялишься своему персонажу в затылок, спину и то, что пониже. (Кстати один из ответов на вечный вопрос "Зачем парни играют за женских персонажей" заключается в том, что "раз уж мне смотреть на попу, то пусть она хотя бы будет красивая").
Вообще, от какого лица мы играем, зависит от расположения игровой камеры. Она может быть расположена в отдалении от персонажа на одной линии с ним. Так работают игры с горизонтальной прокруткой. Может быть расположена близко к персонажу и чуть над ним – это вид от третьего лица. А если камера расположена внутри модели персонажа – это вид от первого лица.
Что было раньше, первое или третье?
Внезапно, третье. Отображение на экране вашего персонажа в играх было с момента зарождения индустрии. При условии, конечно, что персонаж в игре был, потому что всякие казуальные игры, типа тетриса или пасьянсов, третьего лица понятное дело не предполагают (там герой на экране будет только мешаться). Летающие руки же изначально появились в играх, когда разработчики решили сэкономить на прорисовке персонажа, а уже потом под них подвели мощную теорию с "эффектом присутствия", которая, кстати, отлично работает до сих пор.
Плюсы и минусы.
Вид от первого лица и от третьего используется в играх самых разных жанров, в некоторых проектах, например, в MMORPG вообще можно переключаться из одного в другой по ходу игры. Выбор в целом дело вкуса, но и у того и у другого подхода есть свои плюсы и минусы.
Вид от первого лица
Плюсы:
Эффект погружения. Если ты видишь мир игры "из глаз персонажа" тебе гораздо проще проассоциировать себя со своим героем (на это, кстати, упирают разработчики Cyberpunk в ответ на упреки пользователей).
Проще изучать обстановку. Если фигура персонажа не перекрывает часть экрана, искать, например, нужные предметы в РПГ или выцеливать противников в шутере становится гораздо проще.
Минусы:
Проблемы восприятия и контроля персонажа. Вид от первого лица идеален для взаимодействия с миром на расстоянии, например для стрельбы, и передвижения по прямой. Но там где надо куда-то лезть, или взаимодействовать с предметами или другими персонажами (к примеру, сражаться в ближнем бою), начинаются проблемы.
Это происходит потому, что мозгу довольно сложно совместить, что картинку мы видим якобы "из глаз", а контролировать себя при этом это надо не мышцами тела, а джойстиком или клавиатурой с мышью. Посмотрите на игроков, которые только начинают играть от первого лица, они пытаются управлять персонажем всем телом и, разумеется, у них ничего не выходит (если речь не о VR). Если у игрока уже богатый опыт игры от первого лица, эти проблемы проходят, но на ранних этапах координация персонажа будет изрядно хромать, а игрока вообще может начать укачивать.
Вид от третьего лица
Плюсы:
Можно видеть своего персонажа. Основная претензия у будущих игроков Cyberpunk состоит в том, что раз уж они мучаются с редактором, то хотят видеть результат. И потом если в игре можно менять шмот, то хочется же и посмотреть, как твой герой в нем выглядит.
Проще контролировать обстановку. При игре от третьего лица угол обзора гораздо шире. Не прилагая особенных усилий, мы можем мониторить ситуацию по бокам и за спиной персонажа, причем диаметр области контроля зависит только от такого насколько можно максимально отдалить камеру.
Проще управлять персонажем. Нам не приходится тратить время на то чтобы обмануть свой мозг и глаза. Персонаж на экране воспринимается, как отдельное существо, и к способам управления мы привыкаем гораздо быстрее.
Минусы:
Не всегда "вставляет". С игрой от третьего лица пользователь может быть погружен в игру, но дистанцирован от своего героя. Вот почему первое, лицо так любят, например в хоррорах. Разместили камеру внутри модельки, ограничили обзор и сразу получили +100500 к атмосферности игры.
Нестандартное расположение слепой зоны. По жизни и в играх от первого лица слепая зона находится у нас за спиной. При игре от третьего лица она спереди, там, где от нас ее закрывает фигура персонажа.
Могут быть проблемы с камерой и ракурсом. При игре от третьего лица камера управляется отдельно и к этому тоже надо приноровиться.
Как видите плюсы и минусы и у того и у другого подхода в целом довольно субъективные, и что для одного игрока баг, для другого – бонус.
А от какого лица больше любите играть вы, делитесь в комментариях!
Читайте также:
Игровые механики, которые бесят