Найти тему
GameXP

Играть от первого лица или от третьего?

Оглавление

Буквально на днях CD Project Red выдала нам еще одну "замечательную" новость об игре Cyberpunk 2077. Разработчики перевели всю игру в вид "от первого лица", включая кат сцены (включая сцены секса). Нет, редактор внешности остается, но лицо и тело персонажа мы создадим, а дальше будем видеть его только в различного рода отражающих поверхностях в игре. Общественность, мягко говоря, не в восторге от нововведений, а мы решили разобраться, чем собственно плюсы и минусы того и другого подхода.

Для начала определимся с терминами: игра от первого лица, это когда ты 99% игрового времени видишь на экране летающие руки. Игра от третьего - когда те же 99% времени ты пялишься своему персонажу в затылок, спину и то, что пониже. (Кстати один из ответов на вечный вопрос "Зачем парни играют за женских персонажей" заключается в том, что "раз уж мне смотреть на попу, то пусть она хотя бы будет красивая").

Где камеру делать будем?
Где камеру делать будем?

Вообще, от какого лица мы играем, зависит от расположения игровой камеры. Она может быть расположена в отдалении от персонажа на одной линии с ним. Так работают игры с горизонтальной прокруткой. Может быть расположена близко к персонажу и чуть над ним – это вид от третьего лица. А если камера расположена внутри модели персонажа – это вид от первого лица.

Что было раньше, первое или третье?

Внезапно, третье. Отображение на экране вашего персонажа в играх было с момента зарождения индустрии. При условии, конечно, что персонаж в игре был, потому что всякие казуальные игры, типа тетриса или пасьянсов, третьего лица понятное дело не предполагают (там герой на экране будет только мешаться). Летающие руки же изначально появились в играх, когда разработчики решили сэкономить на прорисовке персонажа, а уже потом под них подвели мощную теорию с "эффектом присутствия", которая, кстати, отлично работает до сих пор.

Плюсы и минусы.

Вид от первого лица и от третьего используется в играх самых разных жанров, в некоторых проектах, например, в MMORPG вообще можно переключаться из одного в другой по ходу игры. Выбор в целом дело вкуса, но и у того и у другого подхода есть свои плюсы и минусы.

Вид от первого лица

Шлем виртуальной реальности - идеальный  способ играть от первого лица.
Шлем виртуальной реальности - идеальный способ играть от первого лица.

Плюсы:

Эффект погружения. Если ты видишь мир игры "из глаз персонажа" тебе гораздо проще проассоциировать себя со своим героем (на это, кстати, упирают разработчики Cyberpunk в ответ на упреки пользователей).

Проще изучать обстановку. Если фигура персонажа не перекрывает часть экрана, искать, например, нужные предметы в РПГ или выцеливать противников в шутере становится гораздо проще.

Минусы:

Проблемы восприятия и контроля персонажа. Вид от первого лица идеален для взаимодействия с миром на расстоянии, например для стрельбы, и передвижения по прямой. Но там где надо куда-то лезть, или взаимодействовать с предметами или другими персонажами (к примеру, сражаться в ближнем бою), начинаются проблемы.

Это происходит потому, что мозгу довольно сложно совместить, что картинку мы видим якобы "из глаз", а контролировать себя при этом это надо не мышцами тела, а джойстиком или клавиатурой с мышью. Посмотрите на игроков, которые только начинают играть от первого лица, они пытаются управлять персонажем всем телом и, разумеется, у них ничего не выходит (если речь не о VR). Если у игрока уже богатый опыт игры от первого лица, эти проблемы проходят, но на ранних этапах координация персонажа будет изрядно хромать, а игрока вообще может начать укачивать.

Вид от третьего лица

Плюсы:

Можно видеть своего персонажа. Основная претензия у будущих игроков Cyberpunk состоит в том, что раз уж они мучаются с редактором, то хотят видеть результат. И потом если в игре можно менять шмот, то хочется же и посмотреть, как твой герой в нем выглядит.

Проще контролировать обстановку. При игре от третьего лица угол обзора гораздо шире. Не прилагая особенных усилий, мы можем мониторить ситуацию по бокам и за спиной персонажа, причем диаметр области контроля зависит только от такого насколько можно максимально отдалить камеру.

Проще управлять персонажем. Нам не приходится тратить время на то чтобы обмануть свой мозг и глаза. Персонаж на экране воспринимается, как отдельное существо, и к способам управления мы привыкаем гораздо быстрее.

Минусы:

Не всегда "вставляет". С игрой от третьего лица пользователь может быть погружен в игру, но дистанцирован от своего героя. Вот почему первое, лицо так любят, например в хоррорах. Разместили камеру внутри модельки, ограничили обзор и сразу получили +100500 к атмосферности игры.

Нестандартное расположение слепой зоны. По жизни и в играх от первого лица слепая зона находится у нас за спиной. При игре от третьего лица она спереди, там, где от нас ее закрывает фигура персонажа.

Могут быть проблемы с камерой и ракурсом. При игре от третьего лица камера управляется отдельно и к этому тоже надо приноровиться.

Как видите плюсы и минусы и у того и у другого подхода в целом довольно субъективные, и что для одного игрока баг, для другого – бонус.

А от какого лица больше любите играть вы, делитесь в комментариях!

Читайте также:

Игровые механики, которые бесят

Хлеб, Олень, уборщик и мамочка – самые необычные симуляторы

Мальчик? Девочка? Cyberpunk 2077 без разницы