Найти тему

ПОЧЕМУ ЭТО ШЕДЕВР?

Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция
Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция

"Танцовщица в синем" — самая значимая работа Джино Северини, посвятившего много полотен миру театра, танца и ночной жизни в большом городе.

Сочетая сюжеты Эдгара Дега с беспристрастным взглядом Анри де Тулуз-Лотрека, Северини реализовал их в жанре футуризма, немыслимом без творчества кубистов, а именно — Пикассо и Брака.

Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция
Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция

В отличие от Дега, охватывающего взглядом целую сцену со множеством фигур, Северини концентрируется на одной танцовщице и сводит цветовую палитру до синих и бледно-серых тонов.

В основе композиции — треугольник, вершина которого — голова танцовщицы, а две другие — края ее платья. В нижней четверти форма рассыпается на бесчисленные небольшие геометрические сегменты.

Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция
Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция

Благодаря использованию разных оттенков цвета, женская фигура сливается с фоном, а части ее тела, такие как рука и голова, размножены и изображены в разных ракурсах. Северини идеально использовал эстетику футуризма для живописной передачи движения и энергии танца, которая, впрочем, могла бы быть еще больше усилена, реши Северини сделать цветовые контрасты резче, а композицию — менее геометрической.

По словам Василия Кандинского из его знаменитой книги "О духовном в искусстве" (1911 г.), треугольная форма лучше всего подходит для символического изображения духовной жизни. Кроме того, Кандинский, как и Франц Марк, считали синий цвет наиболее подходящим для изображения происходящего в пространстве духа. Поскольку и взгляды Кандинского, и сама книга не могли быть неизвестны Северини, его работа обретает более глубокий смысл.

Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция
Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция

"Танцовщица в синем", совершая простые танцевальные па, погружает нас в царство духа, в котором сами эти движения становятся трансцендентным событием. Использование блестящих пайеток в технике коллажа только усиливает это впечатление.

Распятие с восемью эпизодами Страстей (фрагмент) (около 1250 г.) - темпера, дерево, инкрустации - Уффици, Флоренция, Италия
Распятие с восемью эпизодами Страстей (фрагмент) (около 1250 г.) - темпера, дерево, инкрустации - Уффици, Флоренция, Италия

На это Северини вдохновило творчество старых мастеров, включавших в изображения святых реальные объекты, такие как драгоценные камни.

Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция
Джино Северини "Танцовщица в синем" (1912 г.) - масло, холст, пайетки - 61 х 46 см. - частная коллекция

Идея показалась художнику настолько интересной, что он решился использовать ее, даже нарушив принцип футуризма — отказ от любой традиции.