"Танцовщица в синем" — самая значимая работа Джино Северини, посвятившего много полотен миру театра, танца и ночной жизни в большом городе.
Сочетая сюжеты Эдгара Дега с беспристрастным взглядом Анри де Тулуз-Лотрека, Северини реализовал их в жанре футуризма, немыслимом без творчества кубистов, а именно — Пикассо и Брака.
В отличие от Дега, охватывающего взглядом целую сцену со множеством фигур, Северини концентрируется на одной танцовщице и сводит цветовую палитру до синих и бледно-серых тонов.
В основе композиции — треугольник, вершина которого — голова танцовщицы, а две другие — края ее платья. В нижней четверти форма рассыпается на бесчисленные небольшие геометрические сегменты.
Благодаря использованию разных оттенков цвета, женская фигура сливается с фоном, а части ее тела, такие как рука и голова, размножены и изображены в разных ракурсах. Северини идеально использовал эстетику футуризма для живописной передачи движения и энергии танца, которая, впрочем, могла бы быть еще больше усилена, реши Северини сделать цветовые контрасты резче, а композицию — менее геометрической.
По словам Василия Кандинского из его знаменитой книги "О духовном в искусстве" (1911 г.), треугольная форма лучше всего подходит для символического изображения духовной жизни. Кроме того, Кандинский, как и Франц Марк, считали синий цвет наиболее подходящим для изображения происходящего в пространстве духа. Поскольку и взгляды Кандинского, и сама книга не могли быть неизвестны Северини, его работа обретает более глубокий смысл.
"Танцовщица в синем", совершая простые танцевальные па, погружает нас в царство духа, в котором сами эти движения становятся трансцендентным событием. Использование блестящих пайеток в технике коллажа только усиливает это впечатление.
На это Северини вдохновило творчество старых мастеров, включавших в изображения святых реальные объекты, такие как драгоценные камни.
Идея показалась художнику настолько интересной, что он решился использовать ее, даже нарушив принцип футуризма — отказ от любой традиции.