Найти тему

Злой рок Массандровского дворца.

Массандра всякийМассандровский дворец расположен всего в пяти километрах от Ялты. От ближайшего населенного пункта, поселка Массандра, он отделен лесополосой. И эта уединенность ценилась хозяевами больше всего. Поместье должно было стать местом для отдыха, а не для шумных балов и пышных приемов, поэтому и интерьеры дворца выглядят довольно скромно. Здесь нет огромных залов с зеркалами и позолотой, мраморных лестниц, хрустальных люстр на сотни свечей. Здание разделено на небольшие, уютные комнаты, с невысокими потолками. Повсюду царит атмосфера покоя и умиротворения. Строительство Массандровского дворца начал граф Семен Воронцов. Именно он, увидев красивую поляну, решил, что это идеальное место для возведения дома. А место и на самом деле замечательное. Вдалеке видны Крымские горы и море, а вокруг раскинулся старый парк - творение великого садовода Карла Кебаха. Садово-парковый комплекс был разбит еще в тридцатых годах 19 века, задолго до создания дворца.
Архитектор Этьен Бушар разработал проект и 1881 году начались строительные работы. Были проложены дорожки, сооружены фонтаны, начали возводить здание. Но сначала умер Бушар, а через год скоропостижно скончался граф Воронцов, и на долгих десять лет строительство было приостановлено.
В 1889 году имение было куплено для царской семьи. Архитектор Максимилиан Месмахер создал новый проект. И в 1892 году работы возобновились, под руководством Оскара Вегенера. Но и Александру III не суждено было насладиться покоем и уютом дворца. В 1894 году он умер. Строительство было закончено в 1902 году, при Николае II.
Новый архитектор изменил внешний и внутренний вид здания до неузнаваемости. Массандровский дворец, который изначально выглядел довольно аскетично, был украшен разными архитектурными элементами: балконами, галереями, башнями, лепниной. Для кровли выбрали чешуйчатый шифер, а для отделки фасада желтую плитку. Главный вход охраняют каменные львы работы итальянца Джованни Боннани. Перед дворцом находится искусственный водоем, необычной формы, с фонтаном и лилиями.
Благодаря красивому декору здание стало похоже на волшебный замок. На территории парка тоже произошли изменения. И на его аллеях, и на открытых террасах дворца появились скульптуры сфинксов, статуи, декоративные вазы. Защитная стена вокруг замка была украшена колонами, фонтанами, вьющимися растениями.
На территории комплекса высажено большое количество роз разных сортов. Они цветут с весны и до глубокой осени. Отдельно стоит упомянуть, так называемый, "Сад ароматов", где растут такие благоухающие растения как: мелисса, лаванда, розмарин.

Несмотря на сказочный вид, оснащено здание было по последнему слову техники: водопровод, паровое отопление, электричество. Рядом с дворцом построили подсобное помещение, в котором установили паровой котел и динамо-машину. Труба машинного отделения, очень высокая, была сделана в виде минарета, чтобы не выделялась на общем фоне.
После смерти Александра III, отделка жилых помещений была прекращена. Многие комнаты остались без мебели, 3 этаж без декоративного оформления. Несмотря ни на что, внутреннее убранство Массандровского дворца заслуживает особого внимания. Большая часть предметов обихода не сохранилась до нашего времени. И поэтому интерьеры восстанавливали используя личные вещи Романовых из других их поместий и экспонаты из запасников Воронцовского дворца. Но зато сохранилась метлахская плитка, которой отделаны стены и пол вестибюля, мраморный камин, резные деревянные панели, лепнина и роспись на потолках. Двери - настоящие произведения искусства. Они представляют собой деревянные панно, выполненные в технике резьбы, интарсии и выжигания с подкраской.

Экскурсию по Массандровскому дворцу можно начинать прямо от входной двери. Она украшена искусной резьбой, которая хорошо сохранилась благодаря лаковому покрытию. За этой дверью находится первое помещение - вестибюль. Здесь стоит задержаться, чтобы внимательно рассмотреть ту самую старинную плитку, изготовленную в мастерской Э.Я. Кремера. Майолика расписана вручную цветочными мотивами в синих тонах. Так же как и в других комнатах - здесь хорошо сохранились декоративные элементы из дерева. Резные перила лестницы, обрамление двери, украшенное изображением духа леса.
На стенах висят литографии и фотографии прошлых лет. Экспозиция дает полное представление об истории возникновения Массандровского дворца. Здесь есть гравюры с изображениями старого дома, на месте которого был построен замок, и фотографии с проектов Бушара и Месмахера. По ним можно проследить, как менялся внешний и внутренний вид здания.
Бильярдная. Главным украшением бильярдной является угловой камин. Привлекают внимание его необычная форма, а также отделка деревянными панелями и желудок из красной бронзы с чеканным рисунком. На потолке сохранилась красивая лепнина. В интерьер комнаты прекрасно вписываются картины с изображениями крымских пейзажей и картины на историческую тему. Коллекция живописи представлена работами Г.Ф. Ярцева, В.Д. Орловского, В.П. Котарбинского, Ф.А. Бронникова. Самыми ценными экспонатами являются этюд В.Д. Поленова "Луксор" и картина "Подземная галерея в Эллоре" художника В.В. Верещагина.
Столовая. Стены столовой, декорированы дубовыми панелями, со сложной резьбой, а потолок - выступающими балками. Сохранились встроенные буфеты из темного дерева. Они служат своеобразной витриной для демонстрации фарфора. Вазы и декоративные тарелки изготовлены в XIX в. российскими и немецкими мастерами на фабриках М.С. Кузнецова и Мейсона. Как и в других помещениях дворца - в столовой есть камин. Здесь он облицован майоликовой плиткой.
Приемная ее величества. Для отделки приемной были использованы высокие дубовые панели. Часть стены, которая отделяет комнату от коридора, и дверь - застеклены. Над дверью резной десюдепорт, со встроенным овальным окном. В оформлении преобладают бежевые и коричневые тона, за счет чего, комната кажется теплой и уютной.
Приемная его величества. Эта комната была предназначена для деловых встреч и решения государственных проблем. Поэтому здесь создана строгая рабочая атмосфера. Этому способствует монументальная встроенная мебель. Массивный книжный шкаф из красного дерева с бронзовыми накладками, большое зеркало с мраморной полкой. В том же стиле выполнен тамбур, за которым находится винтовая лестница.
Кабинет императора. Для того, чтобы кабинет был хорошо освещен, по замыслу архитектора, было сделано огромное окно. Оригинальность решения заключается в том, что окно находится в нише, отделенной от остального помещения деревянной аркой. Белоснежный потолок украшен лепниной и позолотой. На стенах висят фотографии царской семьи. В нише находится мраморный бюст Александра II.
Кабинет императрицы. Сразу видно, что хозяйка этой комнаты - женщина. Цвет стен светлее и нежнее, чем в кабинете императора, мебель более изящная. Мрамор, из которого сделан камин, необычного цвета. Он шоколадно-коричневый с белыми прожилками.
Опочивальня. Вопреки первоначальному назначению - в опочивальне никто никогда не спал. В экспозиции эти апартаменты представлены, как помещение для отдыха. В глубоком алькове, в котором должна находиться кровать, стоит гостиный гарнитур. Большой балкон с колоннами хорошо защищает покои от прямых солнечных лучей, поэтому естественное освещение здесь мягкое.
Ванная. Ванная комната императора оформлена в классическом стиле. Для дизайна были использованы панели из ореха и керамическая плитка. Ванная для императрицы необычна тем, что для отделки использовали только деревянные элементы. Основной материал - это красное дерево. Украшением служили кленовые панно, с нанесенными акварелью рисунками. Четыре штуки из десяти сохранились до наших дней, несмотря на то, что акварельные краски и дерево не самые долговечные вещи.
Хотя Массандровскому дворцу чуть более ста лет, у него богатая история. Помимо того, что до революции он принадлежал царской семье, в разное время в его стенах были и туберкулезный санаторий, и институт виноделия, и госдача. Только в 1992 году в замке был открыт музей.
Для тех кто отдыхает в Ялте и ее окрестностях, добраться до этого экскурсионного объекта не составит труда. Нужно проехать несколько остановок на автобусе или троллейбусе, затем километра полтора пройти по асфальтированной дороге, и вот перед вами архитектурный шедевр, во всем его великолепии.
Массандра всякийМассандровский дворец расположен всего в пяти километрах от Ялты. От ближайшего населенного пункта, поселка Массандра, он отделен лесополосой. И эта уединенность ценилась хозяевами больше всего. Поместье должно было стать местом для отдыха, а не для шумных балов и пышных приемов, поэтому и интерьеры дворца выглядят довольно скромно. Здесь нет огромных залов с зеркалами и позолотой, мраморных лестниц, хрустальных люстр на сотни свечей. Здание разделено на небольшие, уютные комнаты, с невысокими потолками. Повсюду царит атмосфера покоя и умиротворения. Строительство Массандровского дворца начал граф Семен Воронцов. Именно он, увидев красивую поляну, решил, что это идеальное место для возведения дома. А место и на самом деле замечательное. Вдалеке видны Крымские горы и море, а вокруг раскинулся старый парк - творение великого садовода Карла Кебаха. Садово-парковый комплекс был разбит еще в тридцатых годах 19 века, задолго до создания дворца. Архитектор Этьен Бушар разработал проект и 1881 году начались строительные работы. Были проложены дорожки, сооружены фонтаны, начали возводить здание. Но сначала умер Бушар, а через год скоропостижно скончался граф Воронцов, и на долгих десять лет строительство было приостановлено. В 1889 году имение было куплено для царской семьи. Архитектор Максимилиан Месмахер создал новый проект. И в 1892 году работы возобновились, под руководством Оскара Вегенера. Но и Александру III не суждено было насладиться покоем и уютом дворца. В 1894 году он умер. Строительство было закончено в 1902 году, при Николае II. Новый архитектор изменил внешний и внутренний вид здания до неузнаваемости. Массандровский дворец, который изначально выглядел довольно аскетично, был украшен разными архитектурными элементами: балконами, галереями, башнями, лепниной. Для кровли выбрали чешуйчатый шифер, а для отделки фасада желтую плитку. Главный вход охраняют каменные львы работы итальянца Джованни Боннани. Перед дворцом находится искусственный водоем, необычной формы, с фонтаном и лилиями. Благодаря красивому декору здание стало похоже на волшебный замок. На территории парка тоже произошли изменения. И на его аллеях, и на открытых террасах дворца появились скульптуры сфинксов, статуи, декоративные вазы. Защитная стена вокруг замка была украшена колонами, фонтанами, вьющимися растениями. На территории комплекса высажено большое количество роз разных сортов. Они цветут с весны и до глубокой осени. Отдельно стоит упомянуть, так называемый, "Сад ароматов", где растут такие благоухающие растения как: мелисса, лаванда, розмарин. Несмотря на сказочный вид, оснащено здание было по последнему слову техники: водопровод, паровое отопление, электричество. Рядом с дворцом построили подсобное помещение, в котором установили паровой котел и динамо-машину. Труба машинного отделения, очень высокая, была сделана в виде минарета, чтобы не выделялась на общем фоне. После смерти Александра III, отделка жилых помещений была прекращена. Многие комнаты остались без мебели, 3 этаж без декоративного оформления. Несмотря ни на что, внутреннее убранство Массандровского дворца заслуживает особого внимания. Большая часть предметов обихода не сохранилась до нашего времени. И поэтому интерьеры восстанавливали используя личные вещи Романовых из других их поместий и экспонаты из запасников Воронцовского дворца. Но зато сохранилась метлахская плитка, которой отделаны стены и пол вестибюля, мраморный камин, резные деревянные панели, лепнина и роспись на потолках. Двери - настоящие произведения искусства. Они представляют собой деревянные панно, выполненные в технике резьбы, интарсии и выжигания с подкраской. Экскурсию по Массандровскому дворцу можно начинать прямо от входной двери. Она украшена искусной резьбой, которая хорошо сохранилась благодаря лаковому покрытию. За этой дверью находится первое помещение - вестибюль. Здесь стоит задержаться, чтобы внимательно рассмотреть ту самую старинную плитку, изготовленную в мастерской Э.Я. Кремера. Майолика расписана вручную цветочными мотивами в синих тонах. Так же как и в других комнатах - здесь хорошо сохранились декоративные элементы из дерева. Резные перила лестницы, обрамление двери, украшенное изображением духа леса. На стенах висят литографии и фотографии прошлых лет. Экспозиция дает полное представление об истории возникновения Массандровского дворца. Здесь есть гравюры с изображениями старого дома, на месте которого был построен замок, и фотографии с проектов Бушара и Месмахера. По ним можно проследить, как менялся внешний и внутренний вид здания. Бильярдная. Главным украшением бильярдной является угловой камин. Привлекают внимание его необычная форма, а также отделка деревянными панелями и желудок из красной бронзы с чеканным рисунком. На потолке сохранилась красивая лепнина. В интерьер комнаты прекрасно вписываются картины с изображениями крымских пейзажей и картины на историческую тему. Коллекция живописи представлена работами Г.Ф. Ярцева, В.Д. Орловского, В.П. Котарбинского, Ф.А. Бронникова. Самыми ценными экспонатами являются этюд В.Д. Поленова "Луксор" и картина "Подземная галерея в Эллоре" художника В.В. Верещагина. Столовая. Стены столовой, декорированы дубовыми панелями, со сложной резьбой, а потолок - выступающими балками. Сохранились встроенные буфеты из темного дерева. Они служат своеобразной витриной для демонстрации фарфора. Вазы и декоративные тарелки изготовлены в XIX в. российскими и немецкими мастерами на фабриках М.С. Кузнецова и Мейсона. Как и в других помещениях дворца - в столовой есть камин. Здесь он облицован майоликовой плиткой. Приемная ее величества. Для отделки приемной были использованы высокие дубовые панели. Часть стены, которая отделяет комнату от коридора, и дверь - застеклены. Над дверью резной десюдепорт, со встроенным овальным окном. В оформлении преобладают бежевые и коричневые тона, за счет чего, комната кажется теплой и уютной. Приемная его величества. Эта комната была предназначена для деловых встреч и решения государственных проблем. Поэтому здесь создана строгая рабочая атмосфера. Этому способствует монументальная встроенная мебель. Массивный книжный шкаф из красного дерева с бронзовыми накладками, большое зеркало с мраморной полкой. В том же стиле выполнен тамбур, за которым находится винтовая лестница. Кабинет императора. Для того, чтобы кабинет был хорошо освещен, по замыслу архитектора, было сделано огромное окно. Оригинальность решения заключается в том, что окно находится в нише, отделенной от остального помещения деревянной аркой. Белоснежный потолок украшен лепниной и позолотой. На стенах висят фотографии царской семьи. В нише находится мраморный бюст Александра II. Кабинет императрицы. Сразу видно, что хозяйка этой комнаты - женщина. Цвет стен светлее и нежнее, чем в кабинете императора, мебель более изящная. Мрамор, из которого сделан камин, необычного цвета. Он шоколадно-коричневый с белыми прожилками. Опочивальня. Вопреки первоначальному назначению - в опочивальне никто никогда не спал. В экспозиции эти апартаменты представлены, как помещение для отдыха. В глубоком алькове, в котором должна находиться кровать, стоит гостиный гарнитур. Большой балкон с колоннами хорошо защищает покои от прямых солнечных лучей, поэтому естественное освещение здесь мягкое. Ванная. Ванная комната императора оформлена в классическом стиле. Для дизайна были использованы панели из ореха и керамическая плитка. Ванная для императрицы необычна тем, что для отделки использовали только деревянные элементы. Основной материал - это красное дерево. Украшением служили кленовые панно, с нанесенными акварелью рисунками. Четыре штуки из десяти сохранились до наших дней, несмотря на то, что акварельные краски и дерево не самые долговечные вещи. Хотя Массандровскому дворцу чуть более ста лет, у него богатая история. Помимо того, что до революции он принадлежал царской семье, в разное время в его стенах были и туберкулезный санаторий, и институт виноделия, и госдача. Только в 1992 году в замке был открыт музей. Для тех кто отдыхает в Ялте и ее окрестностях, добраться до этого экскурсионного объекта не составит труда. Нужно проехать несколько остановок на автобусе или троллейбусе, затем километра полтора пройти по асфальтированной дороге, и вот перед вами архитектурный шедевр, во всем его великолепии.

Фото сделано автором.
Фото сделано автором.