Историки моды сообщают, что впервые матросский костюм в русский быт ввела французская художница Э. Виже—Лебрен, когда написала портрет сына короля Людовика XVI в матросском костюме.
Действительно, с 1795 по 1801 г. художница жила в России, и была принята русским обществом как знаток и ценитель моды. Утверждают, что за шесть лет пребывания при русском дворе она так повлияла на манеру знати одевать своих детей, что к первой четверти XIX века юные дворяне уже щеголяли в матроске. Этот костюм, по мнению некоторых исследователей, был придуман самой художницей. Известно, что Э. Виже—Лебрен не только делала эскизы костюмов, но и сама кроила одежду.
Возможно так оно и было, мне ничего не известно о документах, подтверждающих этот факт, вот только, когда говорят о портрете юного Луи 17, то почему-то ссылаются на эту картину:
Хотя на самом деле принадлежит она кисти Франца Ксавье Винтерхальтера. И изображен на ней принц Уэльский Альберт-Эдвард в 1846 году в возрасте 5 лет, старший сын королевы Виктории и Альберта Кобург-Готтского.
А вот именно с него и началось победоносное шествие этого костюма после того, как его мать, английская королева Виктория, нарядила сына в матроску, чтобы подчеркнуть связь монархии с военно-морским флотом.
Кроме того, в то время все мальчики из дворянских семей с самого рождения были приписаны к тому или иному полку либо кораблю, где впоследствии проходили военную службу. Так что во время официальных торжественных мероприятий их одевали в форму соответствующего полка или корабля.
Вскоре, к 1860-м годам, эта английская мода стала массовой.
Надо сказать, что маленькие дети в этой форме выглядели очень мило, поэтому через некоторое время в матросские костюмы стали наряжать всех детей, причём не только по торжественным случаям.
Первоначально матросский костюм был целиком белый, но во второй половине XIX в. под матроской стали понимать белую блузку и темные брюки или юбку. Позже этот костюм стал более разнообразным. Главное в нем – «матросская тема»: сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями.
На старых фотографиях часто можно видеть изображение детей одетых в матроску.
Как правило, костюм состоял из матроски – блузы с квадратным воротником – и брюк либо юбки (для девочек). Под воротником нередко завязывали галстук или бант. Галстук мог быть и пришивным. К костюму надевали широкополую соломенную шляпу, бескозырку или берет с помпоном.
Блуза могла быть без застёжки, в этом случае она надевалась через голову, могла застёгиваться на пуговицы, которые, в свою очередь могли располагаться в один либо в два ряда. Также были варианты с поясом, продетым в шлёвки, нашитые на матроску. Воротник мог быть V-образным или трапециевидным. Рукава могли быть прямыми либо на манжетах.
Брюки к матросскому костюму также были разными: длинные «клёши», копирующие форменные брюки взрослых матросов или короткие – до колен или чуть выше. Бриджи могли заужаться книзу с помощью застрочек или застёгиваться на манжету.
Для девочек к матросскому костюму полагалась плиссированная юбка. Также были матросские платья, которые, по сути, представляли собой сшитые вместе юбку и блузу. Платье могло быть отрезным по линии талии либо с заниженной линией талии. Платье так же могло быть с поясом или без него, с пришивным галстуком, с манжетами на рукавах либо без них.
Известно, что массовый спрос рождает предложение. Поэтому производители того времени выполняют матроски не только из прочного хлопка или шерсти, но и из шелка, при этом самых разнообразных цветов, блузы предлагаются в белом, голубом, розовом, лимонном, бледно-желтом, шампань, синем и черном цветах, зачастую даже используется принт в горошек. А сама матроска приобретает вид то летнего костюмчика, то теплого пальто.
А производители кукол всего мира с удовольствием одевают своих фарфоровых красавиц в этом суперпопулярном стиле.
Внучка королевы Виктории, российская императрица Александра Федоровна с удовольствием переняла традицию, введенную бабушкой. И самым известным мальчиком, носившим матроску, был ее сын, цесаревич Алексей.
И пусть многие современники кляли царя за слабость государственного характера, а царицу за ее немецкое происхождение, ставшее во время войны с Германией для многих подозрительным, но к больному гемофилией царственному мальчику в матроске относились и с любовью, и с жалостью.
Царевич Алексей Романов погиб мученической смертью в Ипатьевском доме. А вещи убитой царской семьи стали лакомым кусочком, и их с удовольствием донашивали «новые красные» дворяне. Костюмчики цесаревича увезли Раскольников и Рейснер в подарок сыну Льва Каменева Александру (Лютику). Матроска пришлась Лютику впору. Кто знает, может именно тельняшка убиенного мальчика и принесла Лютику трагичную раннюю смерть?
После 1917 года матросскому костюму, казалось суждено было остаться на «другом берегу», вместе с благонравными детьми, игравшими под присмотром бонн на дорожках Летнего сада, но его судьба счастливо сложилась по-иному. Матросы Балтийского флота, краса и гордость революции, заняли почётное место в официальной мифологии СССР. В результате образ ребёнка в матроске подвергся радикальному переосмыслению: из «недобитого буржуйского отродья» он превратился в «юного краснофлотца», что сделало этот образ очень популярным на многие годы. Популярности матроски в СССР способствовала ее простота, дешевизна, доступность и одновременно эффектность и нарядность.
И в эпоху «развитого социализма» многие мальчики донашивали матроски своих отцов, чьё детство пришлось на 1930-е, да и легкая промышленность упорно продолжала выпускать детские матросские костюмы, по крайней мере, до начала 1970-х годов. Правда к тому времени они уже давно вышли из моды, и на Западе их не носил никто, кроме певчих в детском хоре, маленьких шаферов на богатых свадьбах и младших членов королевской семьи.
Но и сегодня этот костюм все также притягателен, хотя приобрел новые черты и новое звучание, но все же мы с удовольствие одеваем в него и своих детей и своих кукол!
Большинство фото взято из инета, поэтому приношу свои извинения, а за одно и благодарность, если эти фото окажутся вашими)))