Продолжаю свои путешествия по интересным местам в окрестностях Архангельска. Сегодня – это Новодвинская крепость. Она расположена в 20 км на север от центра Архангельска. Это крупнейшее фортификационное сооружение в дельте Северной Двины эпохи Петра I и первое каменное бастионное сооружение в России. Строительство крепости началось по личному указу российского императора в 1701 году в связи с подготовкой к Северной войне и ожидаемым нападением шведов. Выбор места расположения крепости был очень удобным. Мореходный рукав здесь соединял город Архангельск с морем. В этом месте фарватер близко подходил к берегу, и корабли неминуемо попадали в зону огня крепостной артиллерии. Руководить строительством крепости Петр I назначил прусского инженера Георга Эрнста Резе. Стройка велась быстрыми темпами. И уже летом 1701 года береговой артиллерией, у стен только начавшегося строительства, был разгромлен авангард шведской эскадры (разведчик), следовавшей в Архангельск. Завершением строительства этого фортификационного комплекса считается 1721 год. С XVIII по XIX века крепость была значительно модернизирована с привлечением российских инженеров, и стала непреодолимой преградой для нападения иностранных судов. В 1854 году в ходе Крымской войны англо-французская эскадра так и не решилась подойти к крепости, ограничив свои военные действия в акватории Белого моря. Новодвинская крепость в плане представляла собой квадрат, по углам которого были расположены бастионы (Флажный, Морской, Могильный и Рогаточный), располагающиеся на расстоянии 120 м друг от друга.
Стены крепости имели высоту 6,4 м от фундамента, толщину в основании -3,2 м, а в верхней части – 2,1 м. Через каждые 5 м стены были усилены контрфорсами, защищающими их от артиллерийского огня. С внутренней стороны к стенам был насыпан земляной вал шириной в основании 20 м, а по верху стен был устроен земляной бруствер высотой 2 м. Стены были выложены из белого известняка с заполнением бутовым камнем. Для усиления прочности крепостных стен в двух уровнях были уложены металлические связи, а часть камней скреплялась металлическими скобами. Доступ в крепость осуществлялся через трое ворот: Двинские, Летние и Равелинные. Покинуть крепость незаметно можно было через 10 подземных ходов. Снаружи крепость окружал ров шириной 30 м, заполненный водой, который создавал дополнительную защиту крепости.
Как оборонительное укрепление крепость просуществовала до 1863 года. Была упразднена указом императора Александра II и передана во владение Архангельской епархии. С этого времени начинается разрушение Новодвинской крепости. Белые каменные блоки стен крепости разбирались и продавались. К концу XIX века крепость уже выглядела как развалины. В 1913 году была предпринята попытка научного изучения и сохранения крепости как исторического памятника. Но начавшаяся Первая Мировая война помешала этим планам осуществиться. В советское время в 1930 году на территории крепости размещался завод «Конвейер», с 1935 года здесь же расположилась колония для несовершеннолетних. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал боеприпасы для Советской армии. В 2007 году Новодвинская крепость получила статус федерального памятника и была передана Архангельскому Краеведческому музею. В настоящее время в крепости ведутся археологические и противоаварийные работы. Место интересное и побывать здесь, будучи в Архангельске, считаю необходимым. Как сюда добраться самостоятельно? Туристам в этом поможет интернет или можно обратиться в Информационный туристический центр в Архангельске, расположенный по адресу: ул. Свободы, д.8, они подскажут. В Новодвинскую крепость есть пара маршрутов. Расскажу о том, которым добиралась я, вооружившись расписанием автобусов и переправы. Сначала на городском автобусе №65 (его маршрут проходит по Троицкому проспекту в сторону Соломбалы, интервал движения 10÷20 минут, стоимость проезда 26 руб.) нужно доехать до переправы. Я ехала от остановки «Предмостная» (перед Кузнечевским мостом), и до причала это заняло 20 минут времени. Время здесь важно, потому что нужно успеть на автобус №18, следующий к Новодвинской крепости. Остановка автобуса №65 называется «Причал лесозавода №22» (это конечная у него). Вот так выглядит причал.
Теплоход на другую сторону ходит примерно каждый час. Переправа занимает около 5 минут, стоимость проезда в одну сторону составляет 21 руб. На другом берегу остановка называется «Причал лесозавода №23». От причала нужно идти направо по деревянным мосткам.
Через поле, усеянное опилками и с соответствующим древесным запахом.
Дальше нужно ехать на автобусе (можно пройти этот путь пешком, конечно, но это не входит в мои планы). Автобус №18, идущий к «Конвейеру», отправляется от остановки в 10.10 час. Это важно, так как следующий автобус отправится отсюда только в 15.00 час. Как только закончился деревянный настил, началась дорога из бетонных плит. Далеко уходить не надо, в первом же «кармане» (без указателей) и останавливается этот автобус (на фото справа). Следующая дорожка направо (перед детской площадкой) ведет к магазину-почте.
Автобус пришел вовремя. Ехать нужно до конечной остановки «Конвейер». Время в пути 20 минут, стоимость проезда 26 руб. Отсюда же он отправится в обратный путь, но не ранее, чем в 15.30 час. (такое вот расписание). Возле остановки на столбе есть указатель «Крепость».
От указателя вправо по дороге идти к крепости около 5 минут.
Дорога приводит к Летним (Южным) воротам, построенным в 1704 году. Прохода на территорию крепости через них, как видите, нет.
Но через деревянное ограждение можно посмотреть, что там внутри.
Если пойти вдоль стены налево, то можно прийти к главным парадным Двинским воротам, так же построенным в 1704 году и имеющим такое же оформление.
Здесь тоже нельзя проходить, но калитка открыта, и я осторожно прошла через них на территорию. В этой части крепости, конструктивно соединенной с Двинскими воротами, сохранился Комендантский дом (почти отреставрированный), где в настоящее время живут реставраторы и археологи, работающие в Новодвинской крепости. В здании прежде располагались жилые помещения коменданта крепости и офицеров, помещения для караулов и боевые казематы.
Сегодня Новодвинская крепость выглядит как живописные развалины, но ведутся восстановительные работы и сделаны смотровая площадка и деревянный настил для прохода туристов, расставлены указатели с обозначением важных мест, а также есть предупреждающие указатели.
Со смотровой площадки, расположенной на Флажном бастионе, открывается замечательный вид на реку и окрестности. Если постараться, то можно представить себе события 300-летней давности с заходом шведских судов, в том месте, где сейчас виден корабль на горизонте.
Одно из сохранившихся зданий внутри крепости – это Пороховой погреб, первая каменная постройка на территории (1701 г.).
Большое здание окружено защитными лесами.
Через открытый проем виден сохранившийся внутренний интерьер. Ходить внутри нельзя из-за возможного обрушения, но заглянуть можно.
На наружных стенах массивная штукатурка, углы здания облицованы белым камнем. Видно, что наружный слой кирпичной кладки выполнен сплошными тычками.
Третья постройка на территории крепости, сохранившаяся до настоящего времени – это Дом офицеров. Она также конструктивно объединена с Летними воротами и была предназначена под размещение жилых помещений для офицеров, служебных помещений для караула и боевых казематов.
Вот так выглядят временные охранно-восстановительные мероприятия стен здания. Замазаны раствором трещины в стене, заложены оконные проемы 2 этажа.
Здесь хорошо видно, что старая кладка внешнего (наружного) слоя стены выполнена тычками с разбежкой швов, а новая кладка уже чередует тычки с ложками.
Внутри находиться небезопасно, но посмотреть одним глазком можно.
В крепости была церковь Петра и Павла, построенная и освященная в 1702 году архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием в присутствии Петра I и цесаревича Алексея Петровича. По церковным канонам и крепость следовало называть Петропавловской, но прижилось другое название – Новодвинская. До настоящего времени церковь не сохранилась, есть только указатель о ее месте расположения на территории крепости.
Другие постройки внутри крепости обозначены только горами строительного мусора и выцветающими указателями.
Один из проходов в крепостной стене с внутренней стороны крепости.
Внутри темно и сыро, ходить небезопасно.
А это то, что сохранилось от Морских (Северных) ворот, соединяющих внутренний двор крепости с равелином.
Внутри все завалено и заложено кирпичом.
Есть в крепость и другой вход, не тот (запрещенный), которым я заходила. Если от Летних ворот идти по дороге вдоль крепостной стены направо, то можно пройти на территорию крепости через образовавшиеся со временем проходы между стенами и валами с северной стороны.
Они хорошо просматриваются с пешеходного деревянного настила на земляном валу крепости.
Вообще ходить вокруг крепости нужно с осторожностью. В густых зарослях травы можно наткнуться на яму (или это то, что осталось от одного из десяти подземных ходов?).
Стены крепости - одна из главных частично сохранившихся до наших дней достопримечательностей этого места. Заросшие зеленью, с проросшими сквозь них деревьями, с торчащими металлическими связями и обрушающимися углами, они тем не менее позволяют проникнуться духом времени, прикоснуться к истории одного из значительных периодов российской истории.
При хорошей погоде прогулка вдоль стен крепости, наслаждаясь окружающей природой, окажется приятным времяпрепровождением.
У реки можно увидеть остатки каких-то старых береговых деревянных конструкций, торчащих из земли.
На этом можно завершить осмотр крепости. Времени до автобуса у меня еще более, чем достаточно, и я пошла обследовать сам поселок «Конвейер». Вот старая заброшенная Водонапорная башня с развалинами на речном берегу.
Возле башни мною был обнаружен бесхозный малинник. Ягоды спелые, крупные и вкусные.
В самом поселке время как будто застыло. Он застроен в основном старыми деревянными домами, а некоторые местные женщины до сих пор ходят на реку полоскать белье.
Смотреть тут больше нечего. Возвращение в Архангельск тем же маршрутом: автобус, водная переправа, автобус. Можно не привязываться к неудобному расписанию автобуса №18 и пройти весь путь от переправы до крепости и обратно пешком (с запасом сил и терпения).