Найти в Дзене
Дмитрий Ермаков

Сяма - удел Богородицы

… Вон впереди уже и благословенная Сяма – стены Богородице-Рождественского монастыря и рядом деревенька, в зимнее время почти безлюдная...

Богородице-Рождественский монастырь в Сяме
Богородице-Рождественский монастырь в Сяме

В этой-то деревеньке на берегу Кубенского озера, согласно жития, родился Мартиниан Белозерский (мирское имя Михаил; около 1400—1483) – преподобный Русской православной церкви. Ученик преподобного Кирилла Белозерского. Основатель Вожеозерского Спасского монастыря, игумен Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей, духовник великого князя.

Память его празднуется в день представления святого 12 (25) января, в день обретения мощей 7 (20) октября, а также в Соборе Вологодских святых в третью неделю по Пятидесятнице.

Согласно житию преподобного, родился он в деревне Сяме в крестьянской семье Стомонаховых и при рождении был наречён Михаилом. Примерно десяти лет от роду мальчик был приведён родственниками в Кирилло-Белозерский монастырь к преподобному Кириллу. Отрок сам упросил святого принять его в свою обитель.

После обучения, одним из послушаний Мартиниана стало списание книг. Нёс монастырское послушание в хлебне и поварне.

В житие написано: «И воспринимал он пост словно некое наслаждение, а наготу – словно прекрасное одеяние, и таким образом томил свою плоть воздержанием, по словам апостола, „плоть изнуряя, душу же просвещая“».

Мартиниан ещё в юных годах был пострижен Кириллом Белозерским, а по возмужанию был сделан сначала клириком соборной церкви, а затем хиротонисан в иеромонаха.

Вскоре после преставления своего учителя (в 1427 году), Мартиниан в стремлении к безмолвию ушёл за сто вёрст от монастыря и поселился на острове на озере Воже. Но отшельничество Мартиниана на Воже длилось недолго. К нему вскоре пришли другие иноки из Кирилловой братии и уговорили святого принять их. Вскоре была поставлена церковь, которую освятили во имя Преображения Господня. Так возник новый монастырь, получивший впоследствии название Вожеозерского Спасо-Преображенского.

Однако вскоре святой покинул основанный им монастырь, чтобы стать игуменом Ферапонтова монастыря. Ранее основатель монастыря преподобный Ферапонт Белозерский по настоянию Можайского князя Андрея Дмитриевича покинул основанную им обитель, чтобы основать близ Можайска Лужецкий Рождества Богородицы монастырь.

Именно Ферапонтов монастырь со времени игуменства там Мартиниана долгое время носил название «Мартемьяновского».

Знакомство преподобного с великим князем Василием Тёмным произошло в 1447 году, когда тот, поддержанный большинством боярства, церковными иерархами и игуменами важнейших монастырей с новонабранным войском проходил через белозерские пределы. Великий князь посетил Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Житие рассказывает, что великий князь, получил благословение у святого, и, выслушал его наставления. А вскоре преподобный был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. В декабре 1447 года Мартиниан Белозерский подписал послание иерархов Русской Церкви Дмитрию Шемяке, уже как игумен Троице-Сергиева монастыря. Житие сообщает, что преподобный Мартиниан стал духовником Великого князя.

В 1455 году преподобный оставил игуменство в Сергиевом монастыре и вернулся в Ферапонтов, ради безмолвия.

Однако и в Ферапонтовом монастыре ему не удалось в полной мере предаться безмолвию: братия упросила его занять должность монастырского строителя и продолжить попечение об устройстве обители.

В 60-х годах 15-го века Пахомий Логофет именно со слов Мартиниана написал житие Кирилла Белозерского.

Преставился преподобный Мартиниан Белозерский 12/25 января 1483 года.

Нетленные мощи преподобного Мартиниана были обретены 7/20 октября 1513 года. К лику святых преподобный Мартиниан был причислен в 1547 году.

Знаменита Сяма и Богородице-Рождественским монастырём, вокруг которого и раскинулась деревня (когда-то, видимо, село), и под стенами которого торговала когда-то знаменитая в Кубеноозерье Сямская ярмарка.

Дата основания монастыря – 1524 год. В 1613 году он был разорён польско-литовскими отрядами, но был восстановлен. В 1642 и в 1690 обитель полностью уничтожается пожарами, но вновь отстраивается. До конца 1760-х все строения обители были деревянные. В 1770 возводится первый каменный храм.

Монастырь действовал до 1924. С 1936 по 1983 в постройках монастыря располагалась Березниковская школа.

Церковь Мартиниана Белозерского
Церковь Мартиниана Белозерского

В дни Великого поста договорились о встрече с иеромонахом, настоятелем Архиерейского подворья «Богородице-Рождественский Сямский мужской монастырь», возглавляющим и приход Мартиниана Белоезерского, отцом Иларионом (Бережных).

Еду к нему. Далеко видна вся в поседевших лесах полуразрушенная колокольня, а вскоре видны и белый храм преподобного Мартиниана Белоезерского, здания бывшего монастыря, домики прилегающей деревни… Снег уже оседает, уже видны кое-где проталины…

Это Сяма, благословенная земля на берегу Кубенского озера, избранная в Свой удел Пресвятой Богородицей…

И вот я беседую с отцом Иларионом. Разговариваем мы в одноэтажном здании, в котором расположена трапезная, где проходят собрания общины, совместные обеды, чаепития, беседы. В этом же здании и келья настоятеля – светлая теплая комната, оборудованная силами благотворителей и прихожан, и это пока единственное пригодное для проживания помещение монастыря.

- Сначала здесь был открыт православный приход. Несколько лет назад принято решение возрождать монашескую жизнь, поэтому я и направлен сюда, - рассказывает отец Иларион.

-3

Поведал он и личную историю…

- Я из семьи военнослужащего. Я родился в военном гарнизоне под Мурманском и затем жил в местах службы отца. Но своей родиной считаю Вологду, потому что у меня из Вологды дед Александр Егорович Бережных. Он, кстати, в годы войны участвовал в задержании диверсантов, в том числе на территории нынешнего Вологодского района, и затем служил в «органах», написал об этом воспоминания, которые публиковались в сборниках…

В семье советского офицера говорить о вере, о Боге было не принято. Принято было служить Родине. Вот и поступил будущий монах в Череповецкое военное училище связи, которое оканчивал и его отец. Потом служил в армии и дослужился до майора. Поступил в Военную академию связи в Санкт-Петербурге…

- Во время учебы в академии я стал интересоваться вопросами церкви и веры, ходить в храм. В начале, просто ради любопытства. А где-то на втором курсе академии я уверовал в Бога. Это было для меня потрясением. Я начал ходить в Александро-Невскую лавру познакомился там с иеромонахом, к которому стал ходить на исповедь, советовался с ним… К моменту окончания академии у меня созрело решение уйти из армии и посвятить себя Богу. По распределению я попал в Череповецкое училище, на должность преподавателя. Это были девяностые годы… Вскоре я уволился из армии и сразу же поступил в Вологодское духовное училище.

А после окончания училища он 20 лет жил в Спасо-Прилуцком монастыре, где исполнял послушание казначея. С августа 2018 года отец Иларион живет и служит в Сяме.

- Приход здесь уже был, сложилась небольшая, но активная община, которая и построила храм преподобного Мартиниана. Конечно, помимо храма все здесь в плачевном состоянии. Спасибо прихожанам и благотворителям – келью мне оборудовали быстро и хорошо.

Принято решение восстанавливать здание трапезной. Заказан проект реставрации. Это уже 200 тыс. рублей. А потом надо будет и осуществлять этот проект...

- Поэтому я и прошу всех, у кого есть желание и возможность – оказать монастырю помощь.

Вот реквизиты для желающих оказать помощь:

Сбербанк - Онлайн на номер телефона: 89210617277

Яндекс Деньги: номер кошелька: 410017535451659

или
Организация: МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИХОД ХРАМА ПРЕПОДОБНОГО МАРТИНИАНА
БЕЛОЕЗЕРСКОГО Д. БЕРЕЗНИК ВОЛОГОДСКОГО РАЙОНА
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 3507311070
КПП 350701001
ОГРН/ОГРНИП 1153500000158
Счёт 40703810912000000919
БИК 041909644
Наименование Банка ВОЛОГОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8638 ПАО СБЕРБАНК
К/С 30101810900000000644 ==

- Начало положено, работаем, будем двигаться дальше. Когда появятся еще помещения, годные для проживания, можно будет уже приглашать трудников, монахов… А пока я здесь один, - рассказывает отец Иларион.

Ну, скучать ему, конечно некогда. Ведь самое главное и в монастырской и в приходской жизни – это церковные службы.

- Литургическое общение – центральный момент приходской жизни, цементирующий. Прихожан не много, но они все как одна семья. Назову некоторых: староста прихода Павел Александрович Овсянов; его жена, Ольга Антоновна – наш регент, Лидия Павловна Щапикова – казначей; Галина Никандровна Леднева и Вера Владимировна Шумкова – пекут просфоры. Есть и другие активные прихожане. В основном, из Березников. Кроме служб, собираемся вот здесь в трапезной, разговариваем на самые разные темы: о жизни, о детях… Вообще, отношение людей, даже тех, кто не бывает на приходе постоянно, очень благожелательное. Когда они узнали, что здесь будет возрождаться монашеская жизнь – стали , помогать и деньгами, и материалами, и «руками»…. За время, что я здесь, никто ни разу не отказал мне в помощи. И разве это в наше время не чудо? Довольно много людей, которые просто приходят поговорить. В основном, о своих проблемах. Недавно я встречался с людьми в библиотеке в Березниках, будем продолжать эти встречи.

Да, к сожалению, часто мы идем в церковь, к священнику, со своими проблемами, ждем от них помощи (и получаем), но не готовы при этом в чем-то изменить свою жизнь, себя изменить…

- Сейчас нет того, что мы наблюдали в 90-е годы, когда люди шли в церковь с горящими глазами, многие интересовались духовной жизнью, покупали святоотеческую литературу… Не могу сказать, что это хорошо, но, наверное, это нормально, что за волной духовного возрождения наступил некоторый штиль, - рассуждает отец Иларион. - Люди привыкают жить без Бога, к бездуховности, так, как, например, можно привыкнуть к своей слепоте, но это не значит, что слепота – нормально. Нет, это не нормально. Жизнь без Бога, без духовной жизни, без участия в таинствах церкви нельзя назвать нормальной, даже если человек формально является православным христианином. Господь прямо говорит: «Кто не ест Тело Мое и не пьет Кровь Мою, тот вечной жизни не имеет». Поэтому обязательно надо причащаться, исповедоваться, собороваться …

- Но соблюдение всех правил, ограничения, посты, не отпугивают ли людей? - задаю я вопрос.

- Дело не в ограничениях… Да, когда современный обыватель видит лишь внешнюю сторону церкви, он видит ограничения своей свободы, а лучше сказать – своей лени: надо поститься, надо не есть мясо, надо стоять на церковных службах… А для православного, воцерковленного человека все эти «ограничения», все эти «надо», становятся органичными, он рад им, он с радостью ожидает начала поста. Ведь пост – это особые переживания, откровения, радости, которые даются благодатью Божьей. А для того, кто всего этого не знает, конечно, пост это ограничения и даже мучения. Надо попробовать церковную жизнь, что называется – «на вкус», начать ее…

- Но это-то и самое трудное…

- Конечно, в начале любого пути – трудно. И я не сразу стал монахом и священником. К тому же, я пришел в церковь из офицерской среды, сами понимаете – в основном, там не постники. Так что все это мне знакомо – срывы, уныние… Но это же не значит, что надо отступать, нет – надо подниматься и двигаться дальше. Кроме всего – это интересный жизненный процесс. Интересно, когда есть работа для души, когда ты сам наблюдаешь за этой работой, когда развиваешься, пробуешь что-то новое, срываешься, падаешь, снова встаешь. Для человека душевно развитого, интеллектуального, для человека который хочет жить всей полнотой жизни, познать жизнь церковную, духовную – это интересно.

- Жить вот здесь, в захолустье, в одиночестве, в разрушенном монастыре – интересно?

- Не в захолустье, а в историческом месте, где родился преподобный Мартиниан, на дороге в Кирилло-Белозерский монастырь, где раньше было много людей, где строились прекрасные храмы, где проводились многолюдные ярмарки, то есть кипела жизнь. Возможно, она начнет возрождаться снова. Я знаю, что здесь уже в наше время проводятся «чайные ярмарки» и не имею ничего против их проведения… Практически все местные жители учились здесь, когда в стенах монастыря была школа, и это ведь не худшие воспоминания их жизни. Возможно, что и эта добрая память помогает и поможет возрождению обители. И главное: если Сама Богородица избрала это место для Своего дома, то ведь Она не оставит его…

-4