Найти тему
Танцы и культура

Русский народный танец, его развитие

Танцевальное искусство на территории России зародилось уже к пятисотым годам нашей эры, однако выражалось оно в форме игр-плясок и носило в основном импровизационный характер.

Преимущественно данное явление сопровождало обряды, праздники. Народный танец в основном отображал трудовые процессы, однако и не обходил стороной и любовную тематику (пример: Игра-пляска «Яр хмель» посвящена сбору хмеля и романтической истории).

Амвросий Андреевич Ждаха (Украина, 1855—1927) Гопак. Серия почтовых открыток на темы украинских народных песен. 1911—1912 гг.
Амвросий Андреевич Ждаха (Украина, 1855—1927) Гопак. Серия почтовых открыток на темы украинских народных песен. 1911—1912 гг.

Также в некоторых регионах России были распространены охотничьи пляски (Чукотка), религиозные, которые при переходе народа от язычества к христианству не исчезли полностью, а приспособились и получили новое значение (хоровод), а также существовали военные пляски, которые не дошли до наших дней, однако обозначали готовность идти в поход (на Украине сохранился танец «Гопак»).

На Руси не было принято держаться молодым людям и девушкам за руки во время танца (за исключением хоровода), движения были разделены по количеству затрачиваемой энергии по гендерному признаку.

Виктор Михайлович Васнецов, Царевна-лягушка, 1918г.
Виктор Михайлович Васнецов, Царевна-лягушка, 1918г.

«Мужской» танец требовал гораздо больше сил, был достаточно задорным, в то время как танец «женский» был в меру спокойным и скромным. Однако в танце использовались почти все части тела, в том числе по отдельности использовались движения плечами, бёдрами, что ушло при Европеизации, ибо там уже акцент делался на общем силуэте, ограничивался положением рук и ног.

Эстетические установки русской народной пляски, выработанные столетиями, стали фундаментом русского национального танцевального искусства, а также оказали большое влияние на все новшества, пришедшие из Европы.