Найти тему
Съездить по Глобусу

Железная дорога на крайний север. Романтика Воркутинской магистрали

 Давайте поговорим про железные дороги крайнего севера. Ветка "Коноша - Воркута", являющаяся одной из двух самых северных ж.д. линий России и мира, давно меня интересовала не только, как средство достижения до конкретных пунктов, но и сама по себе. У неё непростая история, высокая протяжённость (около 1500 км) и завораживающие виды. 5 лет назад мне довелось на ней прокатиться, о чём хочу я вам рассказать.
Давайте поговорим про железные дороги крайнего севера. Ветка "Коноша - Воркута", являющаяся одной из двух самых северных ж.д. линий России и мира, давно меня интересовала не только, как средство достижения до конкретных пунктов, но и сама по себе. У неё непростая история, высокая протяжённость (около 1500 км) и завораживающие виды. 5 лет назад мне довелось на ней прокатиться, о чём хочу я вам рассказать.
Воркутинская магистраль протянулась примерно на 1500 км на северо-восток от посёлка Коноша в Архангельской области до города Воркута на крайнем севере и северо-востоке Коми. Ветка строилась в 20-30-е годы, во многом силами заключённых.
Воркутинская магистраль протянулась примерно на 1500 км на северо-восток от посёлка Коноша в Архангельской области до города Воркута на крайнем севере и северо-востоке Коми. Ветка строилась в 20-30-е годы, во многом силами заключённых.
Магистраль интересна тем, что вся она неэлектрифицирована, но при этом большая её часть (Коноша-Инта) двухпутна! Неэлектрифицированные двухпутные линии - крайне редкое явление.
Магистраль интересна тем, что вся она неэлектрифицирована, но при этом большая её часть (Коноша-Инта) двухпутна! Неэлектрифицированные двухпутные линии - крайне редкое явление.
Воркутинская магистраль славилась проблемой с пригородным сообщением, которого тут всегда особо не было. Поэтому в составах дальних поездов курсируют общие и сидячие вагоны. Тем не менее, сейчас существуют пригородные поезда "Сосногорск - Ираёль", "Ираёль - Печора", "Печора - Инта" и "Печора - Усинск".
(поезда в Ираёль (спереди) и в Инту (сзади) на станции Печора)
Воркутинская магистраль славилась проблемой с пригородным сообщением, которого тут всегда особо не было. Поэтому в составах дальних поездов курсируют общие и сидячие вагоны. Тем не менее, сейчас существуют пригородные поезда "Сосногорск - Ираёль", "Ираёль - Печора", "Печора - Инта" и "Печора - Усинск". (поезда в Ираёль (спереди) и в Инту (сзади) на станции Печора)
Основным транспортом тут всё же является поезд дальнего следования. При этом неудобство заключается в том, что распределены по суткам все 6-7 имеющихся поездов крайне неравномерно. Все станции они проходят с интервалом от одного до двух часов один за другим, после чего на пол-суток наступает пустота. Так, например, все поезда на север проходят Печору начиная с вечера (9-10 часов), заканчивая ранним утром (4-5), а Инту, соответственно, с часу ночи до 8-9 утра.
Основным транспортом тут всё же является поезд дальнего следования. При этом неудобство заключается в том, что распределены по суткам все 6-7 имеющихся поездов крайне неравномерно. Все станции они проходят с интервалом от одного до двух часов один за другим, после чего на пол-суток наступает пустота. Так, например, все поезда на север проходят Печору начиная с вечера (9-10 часов), заканчивая ранним утром (4-5), а Инту, соответственно, с часу ночи до 8-9 утра.
Начало магистрали - узловая станция Коноша на линии "Москва-Архангельск". Здесь все сворачивающие на магистраль поезда стоят по 20-30 минут и меняют электровоз на тепловоз (и обратно, если едут на юг).
Начало магистрали - узловая станция Коноша на линии "Москва-Архангельск". Здесь все сворачивающие на магистраль поезда стоят по 20-30 минут и меняют электровоз на тепловоз (и обратно, если едут на юг).
Дальше из важных станций будет Вельск, где линия пересекает трассу М-8. В связи с чем тут удобно пересаживаться с поезда на автостоп и обратно. Следующий крупный город - Котлас. В его черте две станции: Котлас-Узловой
Дальше из важных станций будет Вельск, где линия пересекает трассу М-8. В связи с чем тут удобно пересаживаться с поезда на автостоп и обратно. Следующий крупный город - Котлас. В его черте две станции: Котлас-Узловой
И Котлас-Южный (в центре города). В Котласе сложная схема движения в результате чего для заезда на Южный вокзал и последующего выезда, поезд должен два раза менять направление. Кстати, в Котласе ещё к магистрали примыкает ветка из Кирова, по которой приходит достаточно много поездов, идущих на юг и в центральную Россию.
И Котлас-Южный (в центре города). В Котласе сложная схема движения в результате чего для заезда на Южный вокзал и последующего выезда, поезд должен два раза менять направление. Кстати, в Котласе ещё к магистрали примыкает ветка из Кирова, по которой приходит достаточно много поездов, идущих на юг и в центральную Россию.
Всякую мелочь мы тут затрагивать не будем. Дальше будет сразу Микунь! Мы уже в республике Коми.
Всякую мелочь мы тут затрагивать не будем. Дальше будет сразу Микунь! Мы уже в республике Коми.
Узловая станция, расположенная в 70 км от столицы Коми - города Сыктывкара. Туда из Микуни ведёт тупиковая ветка. В другую сторону эта ветка продолжается до посёлка Кослан в дебрях Коми, куда из Сыктывкара ходит ежедневный поезд.
Вокзал Сыктывкара.
Узловая станция, расположенная в 70 км от столицы Коми - города Сыктывкара. Туда из Микуни ведёт тупиковая ветка. В другую сторону эта ветка продолжается до посёлка Кослан в дебрях Коми, куда из Сыктывкара ходит ежедневный поезд. Вокзал Сыктывкара.
Движение по тупиковой ветке не особо активное, но какое-никакое есть.
Движение по тупиковой ветке не особо активное, но какое-никакое есть.
Станция Вогваздино на ветке "Микунь-Сыктывкар".
Станция Вогваздино на ветке "Микунь-Сыктывкар".
И вот, наконец, одна из ключевых точек, город Ухта. Крупнейший город на всей магистрали.
И вот, наконец, одна из ключевых точек, город Ухта. Крупнейший город на всей магистрали.
Вокзал 50-х годов, красивый
Вокзал 50-х годов, красивый

В пригороде Ухты расположился город-спутник Сосногорск. Здесь свой вокзал, поезда по много времени стоят и там и там (езды между станциями 15 минут).
В пригороде Ухты расположился город-спутник Сосногорск. Здесь свой вокзал, поезда по много времени стоят и там и там (езды между станциями 15 минут).
У Сосногорска сохранился очень приятный деревянный вокзальчик, причём довольно необычной раскраски
У Сосногорска сохранился очень приятный деревянный вокзальчик, причём довольно необычной раскраски
С вырезными буквами
С вырезными буквами
Увы, рамочный идиотизм проник даже сюда :(((
Увы, рамочный идиотизм проник даже сюда :(((
Из Сосногорска отходит ус на юго-восток в Троицко-Печёрск. Туда можно поехать, если вы хотите посетить Троицко-Илычский заповедник (где знаменитые огромные камни-валуны)
Из Сосногорска отходит ус на юго-восток в Троицко-Печёрск. Туда можно поехать, если вы хотите посетить Троицко-Илычский заповедник (где знаменитые огромные камни-валуны)
Едем дальше. Станция Ираёль. Рядом мелкая деревня, откуда начинается дорога в Ижму, Усть-Цильму, а также к барже в Нарьян-Мар.
Едем дальше. Станция Ираёль. Рядом мелкая деревня, откуда начинается дорога в Ижму, Усть-Цильму, а также к барже в Нарьян-Мар.
Пейзажи за окном примерно такие - высокая хвойная тайга. Чем ближе к северу, тем тайга становится мельче, и далее она превращается в лесотундру
Пейзажи за окном примерно такие - высокая хвойная тайга. Чем ближе к северу, тем тайга становится мельче, и далее она превращается в лесотундру
Град Печора на одноимённой реке - очередная узловая станция.
Град Печора на одноимённой реке - очередная узловая станция.
Раньше сюда железная дорога была единственным способом попасть. Теперь же Печора является крайней точкой, куда можно добраться на машине.
Раньше сюда железная дорога была единственным способом попасть. Теперь же Печора является крайней точкой, куда можно добраться на машине.
На станции тусуется духовой оркестрик, встречает-провожает поезда всякими маршами
На станции тусуется духовой оркестрик, встречает-провожает поезда всякими маршами
Пригород в Ираёль
Пригород в Ираёль
Далее, пойдём немного подробнее. Станция Янъю. Здесь расположена компрессорная станция, на которой работает куча народу. В связи с чем из поезда вываливается толпа рабочих
Далее, пойдём немного подробнее. Станция Янъю. Здесь расположена компрессорная станция, на которой работает куча народу. В связи с чем из поезда вываливается толпа рабочих
Идёт и садится на вахтовки
Идёт и садится на вахтовки

Где-то по пути проезжаем станцию Сыня, откуда отходит ус на Усинск :)

Хорошее название. :) Вылью. Вот возьму и вылью..
Хорошее название. :) Вылью. Вот возьму и вылью..
Станция Изъяю. Всё заканчивается на "ю". Ю по коми - река
Станция Изъяю. Всё заканчивается на "ю". Ю по коми - река
Косью. На горизонте уже забрезжили Уральские горы..
Косью. На горизонте уже забрезжили Уральские горы..

 И вот, следующий узловой пункт!
И вот, следующий узловой пункт!
Сама Инта расположена в 11 км к северу от станции, туда ходит пригородный автобус. А станция расположена в посёлке Верхняя Инта. Из-за того, что я приехал сюда утром, а поезда, как я выше писал, ходят только ночью, тусовался тут весь день. Снял обалденный закат.

(Кстати, последний вагон на фото - непростой... Кто поймёт, в чём его суть?)
Сама Инта расположена в 11 км к северу от станции, туда ходит пригородный автобус. А станция расположена в посёлке Верхняя Инта. Из-за того, что я приехал сюда утром, а поезда, как я выше писал, ходят только ночью, тусовался тут весь день. Снял обалденный закат. (Кстати, последний вагон на фото - непростой... Кто поймёт, в чём его суть?)
Далее к северу следует феерический набор названий: Нюр, Сивая Маска, и затем всякие Шоры: Амшор, Пышор, Шор, Пернашор. Я не шучу, последние три "шора" идут один за другим именно в такой последовательности :))
Далее к северу следует феерический набор названий: Нюр, Сивая Маска, и затем всякие Шоры: Амшор, Пышор, Шор, Пернашор. Я не шучу, последние три "шора" идут один за другим именно в такой последовательности :))
И вот мы прибываем в тоскливейшую дыру - станцию Сейда. Погода как ни что другое отлично передаёт общую атмосферу места.
И вот мы прибываем в тоскливейшую дыру - станцию Сейда. Погода как ни что другое отлично передаёт общую атмосферу места.
Здесь приходит полное ощущение нахождения где-то на краю света.
Здесь приходит полное ощущение нахождения где-то на краю света.
Станция Сейда... снова узловая! Отсюда отходит первый участок "501-й стройки" к Оби в город Лабытнанги. Точнее отходит он не здесь, а от следующей станции Чум. Но Чум - совсем мелкий полустанок, и поезд "Воркута-Лабытнанги" разворачивается именно здесь. Поэтому в Сейде я был несколько раз.
Станция Сейда... снова узловая! Отсюда отходит первый участок "501-й стройки" к Оби в город Лабытнанги. Точнее отходит он не здесь, а от следующей станции Чум. Но Чум - совсем мелкий полустанок, и поезд "Воркута-Лабытнанги" разворачивается именно здесь. Поэтому в Сейде я был несколько раз.
А ещё когда-то отсюда можно было доехать на прямом поезде до Симферополя... Мммм.. Где тёплый ласковый Симферополь, и где Сейда...

Даже иногда не очень верится, что одни и те же вагоны могут сначала проезжать станции Остряково, Урожайная, Джанкой, а потом вот эти Шоры, Инту, Сивую Маску, Чум, Хановей... Настолько это разные реальности..
А ещё когда-то отсюда можно было доехать на прямом поезде до Симферополя... Мммм.. Где тёплый ласковый Симферополь, и где Сейда... Даже иногда не очень верится, что одни и те же вагоны могут сначала проезжать станции Остряково, Урожайная, Джанкой, а потом вот эти Шоры, Инту, Сивую Маску, Чум, Хановей... Настолько это разные реальности..
За Сейдой заканчивается какая-либо тайга и начинается настоящая тундра!
За Сейдой заканчивается какая-либо тайга и начинается настоящая тундра!
Ни деревца до горизонта! Аж дух захватывает.
Ни деревца до горизонта! Аж дух захватывает.
Линия делает кучу поворотов, постоянно видно нас. Потом этот участок из-за вечной мерзлоты постоянно проседает, и по словам железнодорожников, его нужно ремонтировать чуть ли не каждое лето.
Линия делает кучу поворотов, постоянно видно нас. Потом этот участок из-за вечной мерзлоты постоянно проседает, и по словам железнодорожников, его нужно ремонтировать чуть ли не каждое лето.
Вот он, собственно, Чум
Вот он, собственно, Чум
Ещё один "Шор"
Ещё один "Шор"
Станция... Мда, полный
Станция... Мда, полный
Ну и вот, финиш нашего путешествия. Далёкая и суровая Воркута!
Ну и вот, финиш нашего путешествия. Далёкая и суровая Воркута!
Перед вокзалом расположен погрузочный терминал, куда прибывают машины на платформах. Напомню, платформа - единственный путь, по которому сюда может попасть автотранспортное средство.
Перед вокзалом расположен погрузочный терминал, куда прибывают машины на платформах. Напомню, платформа - единственный путь, по которому сюда может попасть автотранспортное средство.
Сама же ветка здесь не заканчивается, а расходится, образуя "воркутинскую петлю", идущую по шахтам, окружающим Воркуту.
Сама же ветка здесь не заканчивается, а расходится, образуя "воркутинскую петлю", идущую по шахтам, окружающим Воркуту.
Точнее, начинается петля раньше, на предпоследней станции Хановей. А сама Воркута уже находится на одной из сторон петли. А это одна из самых северных точек петли (и, соответственно, вообще всей магистрали) - окрестности шахты Северная.
Точнее, начинается петля раньше, на предпоследней станции Хановей. А сама Воркута уже находится на одной из сторон петли. А это одна из самых северных точек петли (и, соответственно, вообще всей магистрали) - окрестности шахты Северная.
Про ветку "Сейда - Лабытнанги" расскажу отдельно.
Про ветку "Сейда - Лабытнанги" расскажу отдельно.