... про небытие, пустоту и ничто. и отсутствие. используемые далее термины "востока" и "запада" предлагается читать как обозначения полюсов определенной традиции восприятия.
персоналии, упоминаемые в тексте
Ж-П = Жан-Поль Сартр
Хайд =Мартин Хайдеггер
Зигги = Зигмунд Фрейд
Дастик=Федор Михайлович Достоевский
...когда-то был у меня заход в психолингвистику. среди прочих в обсуждении по теме "существует ли языковая система у животных" разбиралось отсутствие категории отрицания в сигнальных системах животных. исследователи двигали идею, что констатировать отсутствие чего-то может якобы только человек. ну то есть животный мир взаимодействует с наличным и конкретным. с бытием как таковым, без всяких дополнительных модальностей. а человеку вот не очень повезло - он может еще осознавать, что 1) есть что-то помимо наличного и конкретного и что 2) конкретно у него например чего-то нет. чего-то очень конкретного или не очень. почти на эту тему Ж-П ( или Хайд?) высказался, что мол посредством человека ничто (и небытие) прорывается в мир (оффтопик-и это ли не основание для онтологической вины-то??). экзистенциалисты (некоторые) видели именно в этом ощущении-осознании отсутствия (нехватки, дефицита, конечности) бытия корень многих человеческих проблем. как минимум, на западе. ибо восточные просветленцы сделали элегантный ход, объявив пустоту (условный аналог небытия) миром непроявленных форм, где "все существует в потенции", и тем закрыли тему хрупкости бытия, а также лично-конкретной тленности и бренности. ну то есть на востоке все присутствует всегда, хотя бы и в потенции. на западе присутствует не все и не всегда. и не для всех. и единственный способ защиты, который есть, от ужасающей бездны под ногами - это наделить смыслом (по мнению некоторых), заполнить провалы и разрывы своим человеческим усилием быть. с точки зрения этого усилия принятие отсутствия дается непросто, даже иногда сильно травмирует. навязчивое наделение смыслом даже того, что отсутствует - это же способ вернуть бытие небытию. а один из способов "заякорить в бытии" смысл - знак. даже для отсутствия смысла есть особый знак, который парадоксальным образом возвращает и узаконивает смысл в бытие - абсурд. знак в своем присутсвии - это манифестация какого-то бытия, в его осмысленности. знак в своем отсутствии - как ни странно - такая же манифестация бытия. только - поливариантного, с пространством разных смыслов. пример: обручальное кольцо. на безымянном пальце правой руки. на безымянном пальце левой руки. на обеих руках. на одной руке, но два сразу. на цепочке на шее. дома на прикроватной тумбочке или в кармане. и второй пример: отсутствие обручального кольца. все эти модальности знака и его отсутствия уже нагружены смыслом для носителей знаковой системы. следовательно - они есть, даже если их нет. как разный цвет куполов православных церквей, так и их, куполов, отсутствие [ в советское время] - это все знаковая и значимая реальность, наличность бытия. но конечно большая разница между осознанием, в случае если что-то есть, и в случае, если чего-то нет. Зигги на этом весь психоанализ построил. правда, он еще ввел в игру присутсвие и отсутствие самого осознавания - как в случае, когда что-то есть, но оно не осознается, так и в случае что его нет, но оно осознается как есть. самый выигрышный вариант конечно, когда чего-то нет, и это не осознается. поэтому так целительны "восточные" (сиречь - феноменологические) практики. потому что в них фокусируется осознание только на том, что непорседственно, налично есть.
часть вторая - об отсутствии действия - о недеянии, и деянии по наполнению смыслом.
тут цитата: "думаю, мое ремесло очень помогло мне в том, чтобы наполнить жизнь смыслом, потому что когда ты делаешь кувшин, и он не часть тебя...этот кувшин становится подтверждением твоего существования...трудно точно сказать, стоит ли жить ради идеи, [ради того, чтобы помогать людям] или даже ради того, чтобы творить добро. а когда делаешь кувшин, ошибиться невозможно, вот в чем дело. делая кувшин, ты не приносишь в мир зла" (чиксентмихайи, креативность, из интервью евы цайзель).
- это должно быть и у Дастика - не просто пресно-толстовское непротивление злу. а убедиться в том, что зла не приносишь. конечно, это прямо поле куликовское для всяких этико-моралистических баталий. и тем не менее, идея как-то отзывается. про смысл не тащить в мир зла.
#terraphenomenon