Вы уже посмотрели мой нарратив "Три фильма с терпким послевкусием"? Я всё же не перестаю думать о том, что эти фильмы описывают одно и тоже социальное явление только с разных сторон, как в известной притче про слона и слепых...
Советская "АССА", британская картина 2016 года "Темный ангел" и документальный фильм "Быть Харви Вайнштейном".
Помните, в притче один слепой трогал слона за ноги и говорил, что это колонны здания, другой - за хобот и говорил, что это змея? И так далее...
Они не видели общей картины... Не видели слона...
Так и у этих трёх фильмов есть общий контекст...
Все три фильма - о женской доле и желании выбраться из нищеты, желании жить лучше и управлять своей жизнью, не быть жертвой узурпации власти мужчиной, ощутить свою власть над своей жизнью...
И в принципе это нормальное стремление, женщины в этих фильмах демонстрируют разные стратегии достижения благополучия, все эти стратегии не увенчались в какой-то степени успехом и все они построены на получении благ от мужчины...
Если смотреть на фильмы в исторической перспективе, то следует начать с "Темного ангела".
Главная героиня живёт в 19 веке, женская стезя рожать, обслуживать мужа и хоронить своих детей, потому что детская смертность высока...
В фильме поднимается философский вопрос о милосердии Бога. Потому что горе матери, теряющей своих детей от болезней - не выносимо...
Эти потери и жажда жизни лучшего качества толкают нашу героиню на преступления. Она противопоставляет себя Богу.
Конечно, она типичный пример - женщины-психопата, человека не обремененного совестью, чтобы добиться устойчивого финансового благополучия она травит детей, мужей, любовников, мать, подругу...
Заканчивается история приговором главной героини к повешиванию и исполнением наказания. Безусловно, в фильме есть феминистская повестка: это и примеры прямой зависимости от мужа и его финансовой состоятельности и демонстрация того, к каким перерождениям личности ведет большое количество родов в условиях нищеты и отсутствия контрацепции.
Главная героиня говорит о лучшем периоде в своей жизни - это когда она работала в госпитале санитаркой и сама зарабатывала деньги.
Наличие детей и невозможность самой зарабатывать деньги на себя и своих отпрысков, жажда лучшей потребительской жизни толкали нашу героиню на преступления: воровство, убийства, измены, аферы со страховками, соблазнение мужчин с целью завладения их имуществом...
Некоторым молодым людям стоит посмотреть фильм и с целью понимания стратегий психопатических женщин - нарциссисток и для осознания того, как трансформируется личность женщины, доведенной до нищеты, какими последствиями это может обернуться для нерадивого мужа, стимулирующего женщину рожать, но не имеющего финансовой основы для этого. Это такое мрачное пособие по брачной жизни...
Эта же феминисткая повестка нам показывает как женщина, не имеющая некриминальных стратегий достижения благополучия хочет завладеть деньгами, более высоким социальным статусом, благодаря браку с обеспеченным мужчиной и это ей почти удаётся, но её нетерпение приводит к краху.
"Темный ангел" даёт нам понимание, насколько жизнь женщины сегодня стала лучше, более управляемой ею, чем полтора века назад, она получила возможность предохраняться, вести бизнес, зарабатывать столько, чтобы самой содержать себя и своих детей!
А главная героиня уже фильма "АССА" наоборот - плывёт по течению... Медсестра становится любовницей советского криминального авторитета, идейного вдохновителя цеховиков всея СССР.
Фильм кажется очень свежим, потому что весь роковый компонент не утратил актуальности (Гребенщиков, Цой) и прекрасно, очень достоверно сыграл роль Андрея Крымова - Станислав Говорухин.
То, с какой осанкой он ходит, как говорит, делает заказ в ресторане, как играет в теннис вызывает доверие к реалистичности персонажа. Он воплотил на экране тайную мечту многих советских девушек, у которых бы не встал выбор между Крымовым и Банананом.
Фильм сегодня кажется атмосферным и погружающим в эпоху...
Какую эпоху? Эпоху, наполненную тягой к потребительству всего западного: фильмов, журналов, одежды, техники, образа жизни...
Крымов и стал символом этого эпикурейского потребительства - предтечей всей криминальной элиты 90-х... Правда, без цитирования Пушкина... Но эти персонажи до сих пор живы и как известно, давно легализовались, став уважаемыми бизнесменами и депутатами...
Не убей медсестра Крымова - такой бы стал одной из из самых одиозных фигур в лихие послеперестроечные годы, сродни Березовскому...
Фильм, конечно, знаковый, он во многом и подтолкнул перемены. Крымов - это метафорическая фигура, символизирующая предпринимательский дух, зажатый в тиски строителей социализма...
Но мне интересна и более блёклая фигура медсестры, способная, однако, на аффект, на убийство, на месть за смерть Бананана.
По сути она символизирует советскую женщину, смирившуюся с окружающей действительностью и всё же делающую выбор в пользу благополучия - хоть и с криминальным душком. Это реактивная женщина, плывущая по течению, не имеющая целей больших, чем потребительство...
Она как зимняя Ялта, пассивно живёт в ожидании нового сезона, солнца...
Эта реактивность, подверженность судьбе и делает её несчастной или не до конца счастливой со своим амебным характером. Режиссер картины выписал её характер на контрасте, в её образе нет ярких сочных красок.
Мы ей больше сочувствуем, чем восхищаемся ею. И кукольная внешность героини, её молодость не принесли ей счастья, она не смогла взять власть управления судьбой в свои руки. И это вызывает печаль и горькое послевкусие...
А документальный фильм "Быть Харви Вайнштейном" - о ком он больше?
Мне кажется даже больше о женщинах в целом, которые во втором десятилетии 21 века сталкиваются с властью одного человека, его безнаказанностью.
Знали ли они о репутации Харви? Делали ли они этический выбор идти к нему на встречу или нет? Ясно одно - Харви злоупотреблял своей властью. Сколько таких Харви в различных отраслях экономики? Этот вопрос задаётся в фильме...
И сегодня благополучие многих женщин в прямой зависимости от мужчин...
Надо ли женщине искать новые стратегии обретения благополучия, нужно ли умерить свою жажду потребительства, чтобы не стать жертвой домогательств такого "Харви"? Это риторический скорее вопрос...
Благополучие, деньги, власть - эта та триада, на которую сегодня, как и 150 лет претендует женщина. Сегодня она не может, зачастую, влюбиться в Бананана, но и не хочет зависеть от Крымова или его худшего образчика - Вайнштейна.
Её борьба не закончена, победа не одержана, она хочет власти над своей жизнью, фертильностью, своим бизнесом... А кто-то из них уже живёт тем образом жизни, который выбрали для себя...
Благо сегодня для этого не нужно быть темным ангелом...
❤️❤️❤️❤️❤️
Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на мой канал!
Пишите комментарии и ваши истории из жизни!
Обнимаю всех, кто меня читает!
❤️❤️❤️❤️❤️
Читайте также на моём канале:
🎯 "ТОП 7 ПРОФЕССИЙ, НЕПРИГОДНЫХ ДЛЯ БРАКА";