Самая многочисленная серия крейсеров в мире ожидаемо имеет американское гражданство. Неограниченные ресурсы и предельная удаленность от театров военных действий -практически тепличные условия для производственных рекордов. Хотя надо отметить и передовую организацию труда- американская промышленность,раскачавшись,производила авианосцы и крейсера как торпедные катера-десятками,практически непрерывным конвейером.
Разработку нового легкого,8000 тонного крейсера начали в июне 1938,через год проект приобрел конкретные параметры- 10 универсальных 6 дюймовок в двухорудийных башнях, солидное зенитное и торпедное вооружение. Но в 8000 тонный лимит не помещались ни бронирование, ни хотелки по увеличению огневой мощи и энерговооруженности. 3 сентября 1939 отпали все договорные ограничения . Руки были развязаны,но времени на разработку нового проекта не было.
В итоге взяли за основу чертежи последнего крейсера типа "Бруклин" -"Хелена" CL-50 -с заменой одной из башен главного калибра двумя 127 мм установками. Опыт войны в Европе потребовал усилить подводную защиту и зенитное вооружение,из-за этого у проектируемого корабля резко упала остойчивость. Конструкторы увеличили ширину корпуса на 1,4 м, но большой верхний вес и проблемы с остойчивостью так и остались слабым местом этих в целом неплохих кораблей.
23 марта 1940 были заказаны первые два крейсера- CL55 и CL56 ,потом заказы пошли парами ,а затем и десятками. Всего было размещено заказов на 52 крейсера типа "Кливленд". Командование флота в 1940 приняло стратегическое решение- строить максимальное количество кораблей по уже имеющимся проектам,не теряя время и ресурсы на разработки и эксперименты. Традиционно для американского флота названия они получали в честь городов США. По ходу ,конечно,заказы пришлось корректировать-части кораблей изменили назначение еще на стапеле,а последние заказы аннулировали в связи с завершением войны. "Горшочек,не вари!". В целом стратегия себя оправдала-японцев задавили массой стали.
27 крейсеров были достроены по проекту крейсеров типа "Кливленд"( в т.ч. один - CL-93 "Галвестон" достроен позже уже как ракетный крейсер) ,2-как крейсера типа "Фарго",9 на стапелях превратились в авианосцы типа "Индепенденс"(ТЫЦ!). Оставшиеся 14 заказов были отменены.
Всего построили 27 крейсеров этого типа: «Кливленд» (CL-55 Cleveland), «Коламбия» (CL-56 Columbia), «Монтпелье» (CL-57 Montpelier), Денвер" (CL-58 Denver), «Санта-Фе» (CL-60 Santa Fe), «Бирмингем» (CL-62 Birmingham), «Мобил» (CL-63 Mobile), «Винсенс» (CL-64 Vincennes), «Пасадена» (CL-65 Pasadena), «Спрингфилд» (CL-66 Springfield), «Топика» (CL-67 Topeka), «Билокси» (CL-80 Biloxi), «Хьюстон» (CL-81 Houston), «Провиденс» (CL-82 Providence), «Виксбург» (CL-86 Vicksburg), «Дулут» (CL-87 Duluth), «Майами» (CL-89 Miami), «Астория» (CL-90 Astoria), «Оклахома-Сити» (CL-91 Oklahoma City), «Литл-Рок» (CL-92 Little Rock), «Амстердам» (CL-101 Amsterdam), «Портсмут» (CL-102 Portsmouth), «Уилкс-Барре» (CL-103 Wilkes-Barre), «Атланта» (CL-104 Atlanta), «Дейтон» (CL-105 Dayton), «Манчестер» (CL-83 Manchester). «Галвестон» (CL −93 Galveston) был достроен лишь в 1958 году как ракетный крейсер CLG-3.
Водоизмещение стандартное — 11 130…11 744 дл. т,полное — 14 131…14 464 дл. т. Длина 182,88 м /186 м .Ширина 20,2 м. Осадка 7,5 м. Бронирование-Пояс в районе ЭУ — 127 мм;
пояс в районе носовых башен — 51 мм;
траверзы — 127…51 мм;
палуба — 44,5…51 мм;
барбеты — 152 мм;
башни: 165 мм — лоб,51 мм — крыша,32 мм — борта,
башни 127-мм орудий — 32 мм
Двигатели-4 ТЗА General Electric, 100 000 л. с. , Движитель-4 винта. Скорость хода 31,93-32,3 узла. Дальность плавания 8640 миль (на 15 узлах).Экипаж 1255 человек.
Вооружение- 4 × 3 — 152-мм/47, 6 × 2 — 127-мм/38, Зенитная артиллерия- 8—16 × 40-мм/56, 13—21 × 20-мм/70 или 24-28 × 40-мм/56, 10 × 20-мм/70.
Авиационная группа-2 катапульты, 4 гидросамолёта
«Кливленд» CL-55 Cleveland заложен1 июля 1940 -спущен на воду 1 ноября 1941 -вступил в строй 15 июня 1942 -1960 слом.
«Коламбия» CL-56 Columbia 19 августа 1940- 17 декабря 1941 -29 июня 1942 -1960 слом.
«Монпелье» CL-57 Montpelier 2 декабря 1940- 12 февраля 1942- 9 сентября 1942 -1960 слом.
«Денвер» CL-58 Denver 26 декабря 1940 -4 апреля 1942 -15 октября 1942 -1960 слом.
«Амстердам» CL-59 Amsterdam 1 мая 1941 -22 августа 1942 - достроен как авианосец Independence (CV/CVL-22)
«Санта-Фе» CL-60 Santa Fe 7 июня 1941 -10 июня 1942 -24 ноября 1942 -1960 слом.
«Таллахасс» CL-61 Tallahassee 2 июня 1941 - - достроен как авианосец Princeton (CV/CVL-23)
«Бирмингем» CL-62 Birmingham 17 февраля 1941 -20 марта 1942 -29 января 1943 -1959 слом.
«Мобил» CL-63 Mobile 14 апреля 1941 -15 мая 1942- 24 марта 1943 -1960 слом.
«Винсенс» CL-64 Vincennes(заложен как Flint ) 7 марта 1942- 17 июля 1943- 21 января 1944 -1966
«Пасадена» CL-65 Pasadena 6 февраля 1943 -28 декабря 1943- 8 июня 1944 -1970
«Спрингфилд» CL-66 Springfield 13 февраля 1943 -9 марта 1944 -9 сентября 1944 -1978 продан
«Топика» CL-67 Topeka 21 апреля 1943 -19 августа 1944 -23 декабря 1944 -1973
«Нью Хэвен» CL-76 New Haven 11 августа 1941 - достроен как авианосец Belleau Wood (CV/CVL-24)
«Хантингтон» CL-77 Huntington 17 декабря 1941 - - достроен как авианосец Cowpens (CV/CVL-25)
«Дейтон» CL-78 Dayton 29 декабря 1941 - - достроен как авианосец Monterey (CV/CVL-26)
«Вилмингтон» CL-79 Wilmington 13 марта 1942 - - достроен как авианосец Cabot (CVL-28)
«Билокси» CL-80 Biloxi 9 июля 1941- 23 февраля 1943 -31 августа 1943 -1962
«Хьюстон» CL-81 Houston (заложен как Vicksburg ) 4 августа 1941- 19 июня 1943- 20 декабря 1943 -1960 слом.
«Провиденс» CL-82 Providence 27 июля 1943 -28 декабря 1944 -15 мая 1945 -1978 продан
«Манчестер» CL-83 Manchester 25 сентября 1944 -5 марта 1945- 29 октября 1946 -1961
"Буффало" CL-84 Buffalo - - отменён постройкой в 1940
«Фарго» CL-85 Fargo 11 апреля 1942 - достроен как авианосец Langley (CVL-27)
«Виксбург» CL-86 Vicksburg ( заложен под названием Cheyenne )26 октября 1942 -14 декабря 1943- 12 июня 1944 -1964
«Дулут» CL-87 Duluth 9 ноября 1942- 3 января 1944 -18 сентября 1944 -1961
без имени CL-88 - - - отменён постройкой в 1940
«Майами» CL-89 Miami 2 августа 1941 -8 декабря 1942 -28 декабря 1943 -1962
«Астория» CL-90 Astoria ( заложен под названием Wilkes-Barre )6 сентября 1941 -6 марта 1943 -17 мая 1944 -1969
«Оклахома-Сити» CL-91 Oklahoma City 8 декабря 1942 -20 февраля 1944- 22 декабря 1944 -1979
«Литл-Рок» CL-92 Little Rock 6 марта 1943- 27 августа 1944 -17 июня 1945 -1976,корабль-музей
«Галвестон» CL-93 Galveston 20 февраля 1944- 22 апреля 1945 -28 мая 1958 вошёл в строй как ракетный крейсер CLG-3 -1973
«Янгстаун» CL-94 Youngstown 4 сентября 1944 - отменён постройкой в 1945
«Баффало» CL-99 Buffalo 31 августа 1942 - - достроен как авианосец Bataan (CVL-29)
«Ньюарк» CL-100 Newark 26 октября 1942 - достроен как авианосец San Jacinto (CVL-30)
«Амстердам» CL-101 Amsterdam 3 марта 1943 -25 апреля 1944 -8 января 1945 -1971
«Портсмут» CL-102 Portsmouth 28 июня 1943 -20 сентября 1944 -25 июня 1945 -1970
«Уилкс-Барре» CL-103 Wilkes-Barre 14 декабря 1942 -24 декабря 1943 -1 июля 1944 -1972
«Атланта» CL-104 Atlanta 25 января 1943-6 февраля 1944 -3 декабря 1944 -1965
«Дейтон» CL-105 Dayton 8 марта 1943 -19 марта 1944 -7 января 1945 -1962
CL106 USS Fargo , достроен как тип "Фарго",на слом 1972
CL107 USS Хантингтон , достроен как тип "Фарго", на слом 1962
CL108 USS Ньюарк - Корпус сломан 1949 г.
CL109 USS New Haven, CL110 USS Buffalo, CL111 USS Wilmington, CL112 USS Вальехо, CL113 USS Елена,CL114 без имени,CL115 USS Roanoke,CL116 USS Таллахасси, CL117 USS Cheyenne,CL118 USS Chattanooga -заказы отменены в 1944-1945гг.
Бронирование кораблей состояло из пояса толщиной 127 мм а районе машинных отделений. Он имел там ширину 2,7 м. Носовые погреба прикрывал пояс в 52 мм. Внутренние переборки толщиной от 76 до 120 мм прикрывали кормовые погреба. По верней кромке поясов шла палуба 80-фунтовой стали толщиной 49,8 мм, (в районе двойного борта имела толщину 43,6 мм ), палуба не была полной, в районе кормовых башен броневой палубы не было . Носовой погреб защищал узкий подводный пояс толщиной 51 мм. Траверзы: носовой — 92,25 мм и кормовой — 127 мм. Усилили лишь защиту кормовых погребов (толщина внутренней продольной переборки 120 — 76 мм). Барбеты башен имели толщину 152 мм, они же являлись снарядными погребами. К зарядным погребам шли 76-мм податочные трубы. Кормовой зарядный погреб был прикрыт коробом с 120 мм боковыми стенками с внешнем траверсом 92,25 мм и 120-76 мм внутренним траверсом и 51 мм крышей. В целом, бронирование напоминало «Хелену». Общий вес брони составил 1568 тонн или 13,18% стандартного водоизмещения (это меньше чем на других крейсерах того времени). Двойное дно было доведено до броневой палубы, прикрывая все погреба. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала.
Машинная установка была обычным четырехвальным ТЗА . Первоначальный проект предусматривал крейсерские турбины, которые даже были установлены на первой паре кораблей. На испытаниях CL-80 развил скорость 31,93 узла при водоизмещении 14000 тонн.
Крейсера были вооружены 152мм /47 орудиями Mark 16 в трехорудийных башнях. Угол возвышения орудий составлял 60°, но использовать их в качестве зенитных было невозможно, так как заряжание было только при углах до 20°. Масса всех типов снарядов 46,7 кг, заряда 14,5, латунной гильзы 12,8. Начальная скорость всех снарядов 812 м/с, максимальная дальность 21 473 м. Орудия имели индивидуальные люльки, но привод вертикального наведения был общим. Хотя орудия могли подыматься выше, амбразуры ограничивали угол возвышения 41° . Башни получились очень тесными, с расстоянием между осями орудий 1,4 м, это приводило к увеличению рассеивания снарядов в залпе. Очень удачным было расположение 6 спаренных 127/38 установок, которое позволяло ставить плотную огневую завесу практически по всем направлениям. Легкое зенитное вооружение сначала планировали ограничить только 12,7 мм пулеметами,но война в Европе показала их полную бесполезность. Малая остойчивость не позволяла устанавливать новые четырехствольные 28-мм автоматы без добавки балласта. Однако пришлось,т.к. 127 мм в любом случае были необходимы. Еще до ввода в строй первого крейсера выяснилось, что эти автоматы крайне ненадежны. Вместо них на вооружение были приняты 40-мм Бофорсы. Но счетверенный Бофорс весил 11 тонн по сравнению с 5 - 6 тоннами 28-мм автомата. Поэтому было решено ограничиться спарками. Торпедного вооружения крейсера не имели. На квартердеке крейсера имели по 2 катапульты, а в ангаре на корме размещались 4 гидросамолета.
«Кливленд» вошел в строй только со спаренными 40-мм автоматами. Но остальные крейсера имели по 2х4 и 2х2 таких автомата. В ноябре 1942 первые «Кливленды» получили еще по 2 спаренных Бофорса на корме позади каждой катапульты. В мае 1944 последовало новое усиление зенитного вооружения до 4 х 4 и 6 х 2 Бофорсов. Стандартом считалась установка 10 -20-мм Эрликонов, но реальное количество этих автоматов было совершенно произвольным.
Первые крейсера были построены с закругленным «лбом» мостика. Однако, начиная с «Винсенса», мостик был прямоугольным и более низким. Верхний мостик стал открытым. На первых крейсерах открытые мостики были установлены на крыше штурманской рубки, и они сохранили боевые рубки, которые на последующих кораблях не устанавливали, чтобы сократить перегрузку. Проблема веса оставалась больной всегда. В конце войны с крейсеров начали снимать одну катапульту и дальномеры с башен № 1 и № 4. Из-за проблем со снабжением, начиная со «Спрингфилда», штурманская рубка выполнялась из стали, а не из алюминиевых сплавов что тоже увеличивало перегрузку. Несмотря' на проблемы с остойчивостью, гидросамолеты постепенно заменялись новыми и более тяжелыми машинами.
22 "Кливленда" успели принять участие во второй мировой войне. Боевое крещение произошло во время операции "Факел" в Северной Африке в декабре 1942,на Тихом океане первые "Кливленды" появились в начале 1943. Основную часть времени они занимались обстрелом береговых целей – Марианские о-ва, Сайпан, Минданао, Тиниан, Гуам, Миндоро, Лингаен, Палаван, Формоза, Кваджалейн, Палау, Бонин, Иводзима .Из японских кораблей на их счету только несколько эсминцев.Сами потерь не имели,только сильные повреждения получили "Хьюстон"(поймал 2 торпеды и еле дошел до базы с 6000 тонн воды ??!) и "Бирмингем"-при тушении бывшего собрата- авианосца "Принстон" -попал под ударную волну и осколки от взрыва на том боекомплекта- и едва не перевернулся,потеряв 229 человек погибшими и более 400 ранеными.
В 1947 большинство кораблей было выведено в резерв,только "Манчестер" принял участие в корейской войне,заработав 9 боевых звезд за обстрелы побережья и спасательные операции .
В конце 1950-х годов, 6 легких крейсеров были выбраны для переоборудования в ракетных крейсера Springfield CL-66, Topeka CL-76, Providence CL-82, Оклахома-Сити CL-91, Литл-рок CL-92 и Галвестон CL-93(достраивался под ракетное вооружение) . Корабли получили обозначения CG и CLG (ракетный крейсер) и несли ЗРК «Талос» .Некоторые из них были в строю до конца 70-х,участвовали во вьетнамской войне. "Оклахома" последней была исключена из резерва флота в 1999,а "Литл-Рок" с 1977-корабль-музей в военно-морском музее в Буффало.
Основная масса "Кливлендов" пошла на слом в конце 50-х-начале 60-х годов.
Благодаря своей многочисленности крейсера типа "Кливленд" оставили заметный след в истории кораблестроения,не будучи ни разу шедеврами инженерного гения. Скомпонованный второпях ,на коленке, проект обладал массой недостатков,но... они были не критичными.Количество компенсировало проблемы с качеством. Справедливо подчеркиваются проблемы с остойчивостью- и все время существования проекта инженеры боролись с проблемой сочетать увеличение зенитной артиллерии,приборов управления огнем ,радаров и другого верхнего веса с проблемой уменьшения этого веса.Но.... ни один "Кливленд" за все время службы не перевернулся,даже "Бирмингем",которого накрыла взрывная волна в несколько килотонн.
Два калибра артиллерии -152 и 127 мм-это конечно усложняло корректировку стрельбы,но... с учетом того ,что в основном стрелять пришлось по наземным целям-это оказалось не критично.
Малокалиберное зенитное вооружение было вдвое слабее чем на "Балтиморах" и слабее чем на "Атлантах". При этом использование их для ПВО соединения предполагалось по умолчанию,однако это компенсировалось превосходным "зонтиком",создаваемым 127 мм зенитками.С другой стороны гибель "Принстона"-"на совести" того же "Бирмингема",не уберегшего охраняемый авианосец от единственного японского пикировщика.Но это может и человеческий фактор.
Бронирование было слабее чем у "Бруклина", нос и корма вообще были уязвимы при обстреле даже с эсминцев. Но использование крейсеров в условиях полного количественного превосходства американцев сводило вероятность такого исхода к нулю. Живучесть позволила дойти до порта "Хьюстону". Если правду пишут про 6000 тонн воды...
На флоте "Кливленды" не любили-ни адмиралы ни матросы. Для моряков условия обитания были весьма спартанскими,а для адмиралов слишком очевидно было превосходство немногим более крупных "балтиморов".
В целом ,несмотря на все недостатки и недоработки ,крейсера оказались в боях на Тихом океане к месту и ко времени. Добавили массу стали американской лавине,которая перемалывала относительно немногочисленный японский флот и островные гарнизоны. А опыт второй мировой войны в очередной раз доказал,что победа всегда-на стороне больших батальонов.
Интересные эпизоды из боевой биографии этих крейсеров будут в отдельной статье.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам