В СССР до перестройки о комсомоле снимали исключительно бравурное романтическое кино в духе "Добровольцев" или сериала "Время выбрало нас". Гражданская, Великая Отечественная, ударные стройки - в общем, героика советской молодежи. С перестройкой все поменялось - и "первой ласточкой" стал фильм по повести Юрия Полякова "ЧП районного масштаба". В 1988 картина Сергея Снежкина прошумела на всю страну.
Еще бы - фильм открыто констатировал факт: романтика и Павка Корчагин остались в речах с трибун. На самом деле комсомол - скучная рутина для рядовых членов и отличная возможность для карьеристов начать путь от "молодежных вожаков" в партийные функционеры. Фильм и открывает отличная сцена "собеседования" с будущими комсомольцами. Все как всегда, "вожакам" надо задать вопросы, кандидатам в ВЛКСМ - ответить, затем принять "единогласное решение".
А вечером комсомольский актив в сауне отмечает новое назначение своего лидера. Эта сцена вызвала огромный резонанс. Потные после парилки "активисты" в мокрых простынях обильно выпивают и закусывают (в отличие от всей страны у функционеров "ленинского союза молодежи" проблем со снабжением нет), обсуждают карьерные возможности, устраивают голое купание - мощный контраст по сравнению с чинной утренней процедурой.
В это время в комитете комсомола случится ЧП - шпана заберется в забытое открытым окно, разобьет бюст Ильича и украдет всякие кубки и - самое страшное! - знамя. Блестящая карьера главного героя под угрозой - через несколько дней важное мероприятие, и потеря знамени смерти подобна. Эти несколько драматичных дней и есть основной сюжет фильма, отчаянные попытки спасти карьеру, полный разлад по всем фронтам, включая жену, любовницу и бывшую любовницу. Такого "комсомола" и такого "вожака" советский зритель в кино еще не видел.
От типичной перестроечной "чернухи" фильм выгодно отличается тем, что это не кооперативный треш, а крепко и добротно снятая драма. Да, есть сцена в сауне и наделавший много шуму эпизод с половым актом на кухне - но и они сделаны без чрезмерной "сенсационности". Игорь Бочкин отлично играет нормального карьериста, у которого только вчера все было "на мази", а сегодня весь мир рушится - и перспективному аппаратчику совсем не хочется возвращаться учителем в школу...
Фильм, конечно, строго на любителя. Если интересно окунуться в атмосферу 30-летней давности накануне крушения СССР, могу смело рекомендовать. Бандитов, проституток и других героев перестроечного треша здесь нет, а вполне правдивое изображение нравов комсомольской "элиты" - налицо.