Зачастую Open Source продукты крайне ограничены, они предоставляют только «скелет», на который надо силами клиента или специализированной компании навесить необходимый функционал. Это отталкивает потенциальных заказчиков, оставляя внедрение многих интересных Open Source бизнес-приложений уделом энтузиастов. С модулями, входящими в Odoo ситуация другая, стоит напомнить [1], что хотя в основе Odoo лежит концепция Open Source, модули являются платными, как следствие модули это не просто заготовка, это полноценные коммерческие продукты, которые не требуют существенной переработки под нужды заказчика.
CRM-модуль в Odoo один из наиболее востребованных. Он позволяет управлять продажами, взаимоотношениями с клиентами, отслеживать процессы от зародившейся возможности до непосредственного платежа. Выгодное отличие Odoo от других программ управления бизнес-процессами состоит в гибкости настройки модуля и адаптации под нужды заказчика. Однако предоставленными возможностями нужно эффективно воспользоваться.
В описанном далее примере использовался облачный вариант, когда все приложения разворачиваются на серверах Odoo. Установка модуля осуществляется через раздел Приложения (рис.1).
Рис. 1. Панель установки приложений Odoo
После установки на стартовой странице учётной записи появится пиктограмма соответствующего приложения. Поскольку база пустая, то система автоматически предлагает добавить новую сделку (заказ). Но прежде чем создавать сделку, нужно определиться с тем, как будет заводиться контакт с контрагентом. В Odoo поддерживается два вида контактов: Лид (Lead) и Возможность (Opportunity) [2].
Лид – это возможность фильтровать клиентов для распределения между подразделениями компании, либо даже отдельными менеджерами на основе ряда правил. Например, есть менеджер, который знает немецкий и занимается продажей аудиотехники, клиент, который указал в качестве региона Австрию и выбрал на сайте аудиоколонки, будет автоматически направлен к нему. Другой пример – ранжирование запросов в зависимости от типа клиента, если к вам пришёл запрос от директора или владельца компании, этот запрос должен иметь более высокий приоритет, чем запросы от рядовых менеджеров. На практике количество правил много больше чем 1–2 и их нужно постоянно корректировать и обновлять на основании работы отдела продаж и маркетинга.
Понятие Возможность предназначено для случая, когда данных для оценивания клиента ещё недостаточно, но потенциально, исходя из личного опыта, данного клиента можно переадресовать в отдел продаж для более детальной проработки. По умолчанию фильтрация контактов с помощью Лидов не включена, и все контакты считаются потенциально интересными и попадают в категорию Возможность. Фильтрация включается на вкладке Настройка модуля CRM (рис.2).
После настройки работы с заказчиками, необходимо создать команду продавцов, тех, кому будут направляться данные о заказчиках. Для этого необходимо выбрать в меню Настройка пункт Каналы продаж, по умолчанию автоматически создан один канал продаж – Европа. Собственно канал продаж – это группа/команда продавцов. Если нажать на канал продаж, то откроется окно с описанием канала (рис. 3). Нажав на кнопку Править, можно изменить состав команды или иные настройки канала.
Полный текст статьи: http://corpinfosys.ru/archive/issue-6/57-2019-6-odoo