В сентябре 1972 г. лейблом Atlantic был издан пятый студийный альбом рок-группы Yes "Close To The Edge", ставший самым успешным произведением коллектива и признанный впоследствии одним из высших достижений прогрессив-рока (а по мнению некоторых, самым высшим). Процесс создания и записи альбома сопровождался трениями между некоторыми участниками и атмосфера в студии была напряженной, впрочем, шедевры редко рождаются в комфортных условиях. Но обо всем по порядку.
На тот момент в составе Yes работали следующие музыканты:
Jon Anderson - vocals
Steve Howe - guitars, vocals
Rick Wakeman - keyboards
Chris Squire - bass, vocals
Bill Bruford - drums, percussion
Важную роль в студийной работе играл звукоинженер и продюсер Эдди Оффорд (Eddie Offord), трудившийся в поте лица, помогая музыкантам должным образом реализовывать их непростые идеи. Перед тем группа провела шестимесячное турне в поддержку предыдущего альбома Fragile, в ходе которого Оффорд был занят на микшерском пульте. Проникнувшись в полной мере атмосферой живых выступлений, он мечтал воссоздать её и на новых студийных записях. Для этой цели в студийном помещении была построена настоящая сцена - Оффорд, в частности, считал, что барабаны Бруфорда звучат более гулко, стоя на помосте. Кроме того, гитарист Стив Хау играл в специальной деревянной будке, пытаясь достичь более плотного саунда. Само сочинение музыки шло совершенно спонтанно: когда в июне 1972 г. группа собралась для записи, в её распоряжении было несколько разрозненных фрагментов, записанных ещё в феврале, когда по ходу гастролей выдалось несколько свободных деньков. Основные авторы - Андерсон и Хау - не имели пока что цельной картины, только направление, в котором следовало двигаться; у остальных музыкантов не было и этого. Приходилось в ходе многочасовых репетиций нащупывать нужные гармонии, пробиваться к нужным мелодиям, при этом каждая сессия записывалась, чтобы ничего не потерялось и не забылось (когда однажды уборщица выбросила вместе с мусором обрезок пленки, обыскивали ближайшие помойки). Учитывая сложность композиций, срывы и стрессы были неизбежны, это отмечал известный музыкальный журналист Крис Уэлч (Chris Welch), несколько раз побывавший в студии. Уэлч утверждал, что коллектив разделился на группировки: Андерсон и Хау были поглощены творчеством, Сквайер и Оффорд с энтузиазмом им помогали, а Уэйкман с Бруфордом держались отстраненно. Тем не менее результат получился поистине выдающимся.
Казалось бы, при таком подходе, когда конечный продукт собирался буквально по кусочкам, всё должно расползаться на несвязанные фрагменты. Но вот она, сила искусства! - альбом, состоящий всего из трех продолжительных композиций, производит очень цельное впечатление, а музыка льется так естественно и непринужденно, будто далась исполнителям без особого труда. На самом деле, труда было вложено предостаточно, и если Джон Андерсон, скажем, работал с удовольствием, вдохновляясь высокодуховными идеями, то барабанщик Билл Бруфорд испытывал противоположные чувства (барабанщики обычно люди более приземленные, чем вокалисты). Бруфорд впоследствии называл процесс записи "мучительным" и сравнивал его с восхождением на Эверест. Даже название альбома они трактовали по-разному: Джон говорил, что "стоять на краю" - это позитивный момент перед шагом к новой жизни, а Билл - что это о нервном напряжении, царящем в группе. Во всяком случае, сразу после окончания работы над записью Бруфорд покинул группу и перешел в King Crimson, заявив, что ему нужен глоток свежего воздуха. Наверное, это был логичный шаг, поскольку бас-гитарист Крис Сквайер был недоволен отношением Бруфорда и неоднократно высказывал тому свои претензии. Опять же, на результате эти распри не сказались - все музыканты Yes были не только виртуозами, но и профессионалами до мозга костей, и находились в расцвете творческих сил.
На этом видео, снятом в декабре 1972 г., музыканты легко и непринужденно исполняют сложнейшие партии, уверенно воплощая в жизнь лозунг: "Все играют как могут - Yes играют как хотят!" Взамен мятежного Бруфорда в группу был принят барабанщик Алан Уайт (Alan White), игравший ранее с Джоном Ленноном, и он остался в группе надолго.
Сам же альбом после выхода в свет получил по большей части положительные отзывы, а с годами его репутация только упрочилась, и в списках лучших прогрессив-альбомов всех времен пластинка неизменно находится на высоких местах. Конверт оформил Роджер Дин (Roger Dean), и на нем впервые был представлен знаменитый логотип Yes, а на развороте находился один из тех фантастических пейзажей, которые стали фирменной маркой художника.
В коммерческом плане альбом также был очень успешен, заняв третье место в американском альбомном чарте и четвертое - в британском. В Штатах только предварительных заказов на пластинку было получено 450 тысяч, что позволило альбому в том же году получить "золотой" статус, который дается за полмиллиона проданных копий. Впоследствии альбом неоднократно переиздавался, а в формате CD к трек-листу добавилась изданная на сингле композиция "America" - кавер на песню дуэта Simon & Garfunkel.
Итак, что же означает название альбома? Я думаю, "На самом краю" в данном случае созвучно известному изречению "Через тернии - к звездам". Именно так создавался этот альбом Yes, именно так создаются все выдающиеся произведения искусства. Слушайте хорошую музыку и до новых встреч!