Мультиметр (цифровой тестер) – весьма полезная вещь для автолюбителя, которая не обременяет кошелек. Вам вряд ли пригодится внесенный в Госреестр высокоточный инструмент, достаточно будет и недорогого китайского прибора. Его минимальный набор функций – измерение тока, напряжения и сопротивления (желательно с акустическим сопровождением – прозвонкой). Прочие функции (измерение падения напряжения на диодах, проверка биполярных транзисторов, измерение емкости конденсаторов), скорее всего, не пригодятся на практике.
Использовать мультиметр просто: установите «плюсовой» красный щуп в нужное гнездо и выберите режим измерения. Запомните правило: возвращайте щуп в гнездо, используемое для измерения напряжения, если при этом использовалось токовое. Дело в том, что этот вход мультиметра имеет высокое входное сопротивление, и, случайно подключив его не туда, вы ничем не рискуете. А вот между гнездами для измерения тока и «массой» сопротивление мизерное. Представьте, что вы случайно забыли щуп именно в токовом гнезде, а потом, не обратив внимания, решили померить напряжение на клеммах аккумулятора. Ошибка выглядит глупой, но она нередка. Мультиметр при этом замкнет клеммы. И если за слаботочным гнездом внутри мультиметра стоит плавкий предохранитель, то в десятиамперном ток пойдет через шунт и сожжет либо его, либо щупы – уж как повезет.
А теперь на примере основных для автомобилиста случаев покажем применение мультиметра на практике.
Проверка состояния аккумулятора и генератора
Устанавливаем красный щуп в гнездо напряжения, селектором выбираем режим измерения напряжения постоянного тока (VDC) с диапазоном до 20 В. Щупы подключаем к клеммам аккумулятора: красный – к плюсу, черный – к минусу. На самом деле особой разницы нет, просто при обратном подключении мультиметр покажет напряжение со знаком минус.
Если мотор был заглушен недавно, напряжение может быть больше 13 В. Это норма, вы сами увидите, как оно постепенно снизится до 12,6–12,7 В (при полностью заряженном аккумуляторе). Если же оно опустилось ниже, аккумулятор нужно дозарядить (особенно зимой).
Работу генератора проверяем аналогично, но на запущенном моторе. У современных автомобилей напряжение на холостых оборотах может быть в пределах 14,2–14,5 В. Оно не должно значительно проседать при включении мощной нагрузки (например, фар). Сильная просадка напряжения, которая пропадает только при поднятии оборотов двигателя, – признак того, что с генератором пора разобраться.
Проверка тока утечки
Распространенная боль автомобилистов: аккумулятор вроде хороший, зарядка идет, а за пару ночей на стоянке батарея заметно садится. Измерить ток утечки немного сложнее, чем напряжение. Простейший способ – переключить красный щуп в токовое гнездо с маркировкой 10А, выставить одноименный режим, снять массовую клемму с аккумулятора и включить щупы тестера в разрыв между клеммой и АКБ.
Такой способ хорошо работал во времена старых добрых «Жигулей» с минимумом бортовой электроники. У современных автомобилей после отключения АКБ и последующего восстановления цепи питания через мультиметр сначала «проснутся» все бортовые контроллеры, из-за чего ток потребления спокойно составит несколько ампер (именно поэтому мы советуем использовать мощное гнездо с соответствующим режимом). Придется подождать, пока машина снова не «уснет», и тогда уже смотреть на показания.
Чтобы не тратить время на ожидание (а заодно не отключать орущую сигнализацию, не вспоминать код разблокировки магнитолы и т. д.), автор использует простую хитрость: перед снятием клеммы с аккумулятора в бортсеть параллельно ему включается дополнительный (например, пусковой бустер). После того как тестер включается в разрыв между клеммой и АКБ, бустер отключается, а автомобиль при этом продолжает «спать». Соответственно, перед отключением тестера бустер вновь включается либо щупы остаются прижатыми к контактам до момента установки клеммы на аккумулятор.
Проверка «массы» двигателя
Аккумулятор в идеальном состоянии, клеммы зачищены до блеска, а стартер еле крутит? Снова достаем мультиметр. Красный щуп подключаем в гнездо «Напряжение/сопротивление», селектором выбираем режим измерения сопротивления на минимальном диапазоне (обычно до 200 Ом). Один из щупов подключаем к «минусовой» клемме аккумулятора, второй – к чистому металлу на блоке двигателя. Учитывая, что в момент включения стартера токи измеряются трехзначными числами, сопротивление ветви цепи «аккумулятор-картер» должно быть мизерным, фактически для дешевых тестеров равным нулю. Даже небольшие значения вроде 0,1 Ома дадут просадку напряжения при включении стартера, измеряемую целыми вольтами. Как уж тут стартеру что-то прокрутить.
А в вашем арсенале есть мультиметр?