«НЕВЕРОЯТНЫЙ ИСПОЛИН» — так отозвался о линкоре Texas Эрнест Хемингуэй, видевший этот корабль в боевой обстановке и пораженный его огневой мощью.
Американский флот получил большие пушки вторым после британского. Решение о 356 мм орудиях для американских дредноутов было принято еще в 1908 году,но на "Арканзасы" они уже не успели.Два корабля типа "Нью-Йорк" начали строить,а пушки под них еще испытывались на полигоне. Сама конструкция линкоров в целом повторяла проект "Арканзас",только вместо планировавшихся турбин,которые промышленность не смогла поставить в соответствии с требованиями флота,на них были установлены паровые машины тройного расширения.Они могли обеспечить необходимую дальность плавания,а для американского флота проблема трансокеанских переходов была основной .Хотя головным кораблем серии числился "Нью-Йорк",первым в строй вступил "Техас".Серия стала пятой серией американских дредноутов и первыми в мире линкорами с 356 мм пушками.
"Техасу" досталась честь первому в американском флоте получить 76 мм зенитки в 1916,а в 1918 на нем же были смонтированы платформы для самолетов-на двух башнях.
До "Куин Элизабет"(1915) это были самые мощные корабли в мире. В газете «New York Times» от 27 марта 1914 напечатано, что выстрел из пушки калибра 356-мм обходился американскому налогоплательщику в 777 долларов .
USS New York (BB-34) Заложен 11 сентября 1911 года .Спущен на воду 30 октября 1912 года. Введён в эксплуатацию 15 апреля 1914 года . Списан 30.10.1945. Пятый корабль ,названный в честь штата Нью-Йорк .
USS Texas (BB-35) Заложен 17 апреля 1911 года.Спущен на воду 18 мая 1912 г. Введён в эксплуатацию 12 марта 1914 года .Списан 27.10.1945.
Водоизмещение 27 433 т. Длина 172 м (по ватерлинии).Ширина 29,11 м. Осадка 8,69 м .
Бронирование-пояс — 254…305 мм
нижний каземат — 229…279 мм
верхний каземат — 165 мм
орудийные башни — лоб 356 мм/верх — 102 мм/боковая сторона —51 мм/задняя часть — 203 мм
палуба 76 мм,рубка 395 мм
Двигатели-2 паровые машины 29680/28370 л. с.,14 котлов Бобкок. Скорость хода 21,47 узлов. Дальность 10 000 миль(на 10 узлах).Экипаж 1042 человека.(после модернизации- 1340 чел.)
Вооружение-5 × 2 — 356-мм/50,
21 × 1 — 127-мм/51 ,4 × 3 — 47-мм/40, 2 × 1 — 37-мм, 4 × 533-мм торпедных аппарата , Авиационная группа- 3 гидросамолёта
С 1916-2-76 мм зенитки, в 1916 году в целях усиления ПВО с 4 до 10 увеличилось и количество 47-мм салютных пушек, которые в качестве временной меры кое-как можно было использовать для стрельбы по воздушному противнику. с 1927- 8 зениток.
Изменение вооружения.
1914- 5 х 2 x 356-мм орудия Mk 1.21 х 127-мм орудия Mk 7;2 х 76-мм орудия Mk 4.4 х 47-мм орудия Mk 4;12 х 37-мм орудия Mk 5.4 х 533-мм торпедных аппарата.
1917-5 х 2 х 356-мм орудия Mk 1.16 х 127-мм орудия Mk 7;2 х 76-мм орудия Mk 10.10 х 47-мм орудия Mk 4;4 х 37-мм орудия Mk 5.4 х 533-мм торпедных аппарата.
1927-5 х 2 х 356-мм орудия Mk 1.16 х 127-мм орудия Mk 7;8 х 76-мм орудия Mk 10.10 х 47-мм орудия Mk 4.
1935-5 х 2 х 356-мм орудия Mk 1.16 х 127-мм орудия Mk 7;8 х 76-мм орудия Mk 10.8 х 12.7-мм пулеметов Browning M2. "2 х гидросамолета.
1941-5 х 2 х 356-мм орудия Mk 1.6 х 127-мм орудия Mk 11;10 х 76-мм орудия Mk 10.4 х 4 х 28-мм зенитных автомата Mk 1;16 х 20-мм зенитных автомата Mk 2 Oerlikon.3 х гидросамолета.
1943 -5 х 2 х 356-мм орудия Mk 8.6 х 127-мм орудия Mk 20;10 х 76-мм орудия Mk 10.8 х 4 х 28-мм зенитных автомата Mk 1;38 х 20-мм зенитных автомата Mk 2 Oerlikon.
1945-5 х 2 х 356-мм орудия Mk 12.6 х 127-мм орудия Mk 22;10 х 76-мм орудия Mk 10.10 х 4 х 40-мм автоматических орудий Mk 2 Bofors;38 х 20-мм зенитных автомата Mk 2 Oerlikon.
- Во время большой модернизации 1925—1927 годов шесть 127-мм орудий (№ 5—10) подняли из казематов палубой выше, поместив их на станках Мк.22/6 в расширенную для данной цели надстройку. Она выступала в виде спонсона за линию бортов и имела лишь противоосколочное бронирование.
- Во время большой перестройки 1925—1927 годов торпедные аппараты были удалены для устройства булей.
- В ходе модернизации 1925—1927 годов все котлы были заменены. Вместо 14 угольных установили 6 нефтяных типа Bureau Express, изготовленных для недостроенных линкоров и линейных крейсеров.
В 1941 году линкоры получили" первые «чикагские пианино» — счетверённые автоматы калибра 28-мм (всего 16 стволов). Чуть позже были установлены орудия 20-мм Oerlikon в одиночных установках. В 1942 году число 28-мм автоматов было доведено до 32. Oerlikon стало ещё больше. Затем на кораблях появились 40-мм Bofors.
- В конце 1941-го число 76-мм орудий довели до десяти. Дополнительно появились две установки на верхней палубе по сторонам от четвёртой башни. Через полтора года туда же перекочевали носовые пушки из надстройки. Их прежние позиции заняли счетверённые 40-мм Bofors.
- В последний раз 127-мм артиллерию сократили весной 1942 года. Было сохранено только шесть установок. Со второй палубы убрали все восемь остававшихся там орудий (четыре из задней части каземата и столько же из кормовых плутонгов). Пара 127-мм в надстройке также была демонтирована. Высвободившийся вес и пространство пошли на усиления зенитной артиллерии и средств управления, а также под размещение возросшего экипажа.
- К 1944 году все орудия ГК 356-мм/45 были переделаны. Модернизированные таким образом Mark 1, 3 и 5 превратились соответственно в Mark 8, 9 и 10. В дальнейшем для увеличения живучести и снижения эффекта омеднения было введено хромирование канала ствола. Эта версия орудия получила обозначение Mark 12. Все эти стволы были взаимозаменяемыми
На рубеже 1944—1945 годов «птичья ванна» успела сменить свои 12,7-мм Browning на более мощные 20-мм Oerlikon.
Летом 1945 года New York достались два орудия ГК с USS Oklahoma, поднятой со дна Жемчужной гавани.
Главный броневой пояс корабля состоял из двух горизонтальный рядов плит крупповской брони. Толщина верхнего составляла 254 мм, а нижнего — 305 мм. Нижний каземат защищала броня толщиной 230—280 мм, а верхний каземат — 150 мм броня. Бронирование палубы — 50 мм. Лоб башен орудий главного калибра — 356 мм, крыша — 102 мм, 51 мм бокам и 203 мм тыл.
Линкор имел орудия главного калибра 14", стволы длиной 45 калибров, угол возвышения — 15°. Орудия ГК размещались по два в орудийных башнях № 1, 2, 3, 4, 5. Корабли типа «Нью-Йорк» — последние, орудийные башни которых устанавливались в средней части корабля . Главный калибр линкоров составляли десять 356-мм/45 орудий Marks 2 и 4, с боекомплектом по 100 снарядов на орудие. Исходный вариант скрепления оказался не очень надёжным, стволы страдали от чрезмерного провисания. Живучесть ствола первоначально составляла около 150 выстрелов с полным зарядом. Для этого орудия американцы выбрали комбинацию «лёгкий снаряд / высокая скорость» поэтому применялись лёгкие 635 кг снаряды с высокой начальной скоростью 790 м/с. Он имел длину 1255 мм (3,5 калибра) и взрыватель с временной задержкой 0,035 секунды. Разрывной заряд весил 13,4 кг, что составляло 2,1 % от общей массы снаряда. Эти бронебойные снаряды, так же как и снаряды Японии и Британии были чувствительны к углу встречи с броневой преградой. Бронепробиваемость по вертикальной преграде на дистанциях до 25 кб. была выше, а на дистанциях свыше 25 соответствовала британскому 635 кг снаряду для 13,5" орудий. Если отклонение от нормали превышало 20°, то преобладала вероятность рикошета, а на малых дистанциях и разрушения корпуса (снарядного стакана). Такие же орудия( заказанные для греческого "Саламиса"-sic!), с теми же снарядами стояли на британских мониторах типа «Эберкромби», британцы из-за чрезвычайно плохой кучности, не соответствующей стандартам британского флота, и низкой живучести орудий вынуждены были перейти на уменьшенные заряды.
В 1918 оба линкора выполняли союзнический долг в составе 6 эскадры Гранд-Флита.
В июле 1946 "Нью-Йорк" стал одной из мишеней во время грандиозного ядерного испытания на атолле Бикини. Оба взрыва (воздушный «Аble» и подводный «Baker») пережил и был затоплен 8.07.1948 под Перл-Харбором во время очередных испытаний
"Техас" с 20.04.1948 работает музеем в Сан-Джасинто,на своем родном Техасе.Это первый линкор-музей США и единственный дредноут первой мировой войны,сохранившийся до нашего времени. 12 марта 2014 года ему исполнилось 100 лет.
"Нью-Йорк" удостоен трех боевых звезд , у "Техаса" их 5.
Линкоры типа "Нью-Йорк" некоторое время были сильнейшими боевыми кораблями в мире, в сравнении с современниками многие отдают преимущество именно американскому суперлинкору, хотя часть считает более удачным "Айрон Дюк". Англичане отмечали низкую защищенность подводной части американских дредноутов,но к счастью роковой встречи с подлодками кайзера тогда не случилось.У немецкого "Кенига" "Нью-Йорк" выигрывал на дальней дистанции,но мог бы иметь бледный вид при столкновении в ближнем бою.
Безусловно,весьма достойный корабль- и он по праву является одним из символов штата Одинокой звезды.
Боевая служба обоих ветеранов достойна отдельной статьи.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам