Найти в Дзене
Морская коллекция

Линейные корабли.Настоящий стандартный линкор."Пенсильвания" ВВ-38.

Безусловное преимущество стран с массовым регулярным военным кораблестроением-возможность последовательного развития класса кораблей с непрерывным их совершенствованием . Для линкоров этими возможностями обладали лишь четыре страны- Британия,США,кайзеровская Германия и Япония. Для остальных стран напряжение сил на постройку пары-другой линкоров с десятилетними паузами между ними или как разовое мероприятие,напрочь исключало возможность создания полноценной школы линкоростроения-с опытными проектировщиками,рабочими и налаженными связями со смежниками. Американцы строили дредноуты в основном парами,отрабатывая конструкцию,устраняя недостатки и добавляя новые элементы.Тип "Невада" ознаменовал собой создание линии т.н. стандартных американских линкоров- когда они приобрели классический вид-нефтяные котлы,крупнокалиберная артиллерия в трехорудийных башнях,бронирование типа "все или ничего". К стандартным линкорам относятся 12 американских линкоров 5 типов,построенных в 1916-1923гг. Станда

Безусловное преимущество стран с массовым регулярным военным кораблестроением-возможность последовательного развития класса кораблей с непрерывным их совершенствованием . Для линкоров этими возможностями обладали лишь четыре страны- Британия,США,кайзеровская Германия и Япония. Для остальных стран напряжение сил на постройку пары-другой линкоров с десятилетними паузами между ними или как разовое мероприятие,напрочь исключало возможность создания полноценной школы линкоростроения-с опытными проектировщиками,рабочими и налаженными связями со смежниками.

Американцы строили дредноуты в основном парами,отрабатывая конструкцию,устраняя недостатки и добавляя новые элементы.Тип "Невада" ознаменовал собой создание линии т.н. стандартных американских линкоров- когда они приобрели классический вид-нефтяные котлы,крупнокалиберная артиллерия в трехорудийных башнях,бронирование типа "все или ничего". К стандартным линкорам относятся 12 американских линкоров 5 типов,построенных в 1916-1923гг. Стандартные линкоры составляли основу американского линейного флота в межвоенный период и в начале второй мировой.

Но "Невады",с которых начинается отсчет стандартных линкоров были весьма упрощенной,а честно говоря,просто удешевленной версией стандартного линкора,сформировавшегося в умах американских адмиралов. Когда встал вопрос об их заказе ,в Конгрессе победили сторонники экономии -денег выделили меньше чем надо- и концепцию линейного корабля нового облика пришлось резать по живому. Вооружение ограничили 10-356 мм орудиями,а водоизмещение втиснули в параметры как у "Нью Йорков". Скорость пришлось снизить с запланированных 21 узлов до 20,5.

Поэтому первыми полноценными стандартными линкорами стали "Пенсильвания " и "Аризона",в которых конструкторам удалось воплотить свои планы.Конгресс расщедрился и на строительство новых линкоров было выделено значительно больше средств.Отсутствие ограничений привело к созданию весьма мощных и гораздо более гармоничных кораблей.

Интересно ,что первоначально в Конгресс внесли предложение о строительстве аж 4-х линкоров в 1913 финансовом году. Но выступление конгрессмена Тилльмана спутало все карты американскому флоту.Хотя сенатор и состоял в морском комитете сената,но во флотских делах разбирался чуть более чем никак. Зато с точки зрения профана,или более политкорректно,благодаря свежему взгляду- задал вполне здравый вопрос- а зачем строить каждый год линкоры-постепенно и понемногу их улучшая- когда можно создать сразу корабль максимально возможных на данный момент размеров и мощи,напичкав его самыми современными возможностями? Таким образом появилось понятие предельного линкора- или "тилльмановского линкора".Поручение конструкторам было выдано и в январе 1917 конструкторы представили один из вариантов -
80 000т.,длина 297 м,скорость 25 узлов, бронепояс в 482 мм, главный калибр из 15 - 457-мм пушек в пяти трехорудийных башнях или 24*406-мм в четырех шестиорудийных .Расчетная стоимость превышала 50 миллионов баксов за корабль- эквивалент эскадры из 4-х "Пенсильваний".
Идея конструкции была чисто политической-создать осязаемый символ величия и доминирования Америки в послевоенном мире. Когда ни одна другая страна не могла б создать что нибудь подобное....
Американский флот никакого интереса к практическому воплощению проекта не проявил-и тема исчезла из актуальных,благо и ее лоббист в 1918 отошел в край вечной охоты.
Как часто случалось,заброшенная идея белых людей воплотилась на Японских островах... Но это совсем другая,и уже рассмотренная ранее,история.

Так что в итоге строительство американских линкоров продолжилось в рамках выбранной флотом стратегии стандартных линкоров. Характеристики новых линкоров, предполагаемых к постройке в 1913 году Генеральный совет флота США утвердил 9 сентября 1911 года. "Пенсильвании" получились почти на 4000 т. тяжелее "Невад" ,имели 12 орудий 356/45-мм, 22 противоминных пушки 127/51-мм и скорость хода 21 узел. Бронирование предполагалось сохранить примерно таким же, как на USS Nevada. Единственное ограничение -по ширине-32,33м- для прохода по Панамскому каналу.Проектировщики планомерно устраняли многочисленные недостатки,проявившиеся на "Неваде"- невысокое качество брони, низкая кучность орудий главного калибра , низкое расположение противоминной батареи, недостаточная скорость ,недостаточная управляемость.

1944
1944

-3

-4

1942
1942
-6
-7

-8

Корпуса новых линкоров имели конструкцию с полубаком. Сами корпуса имели полные обводы с практически прямоугольным миделем и плоским почти без килеватости днищем. В отличие от проекта предыдущих линкоров развал верхней части носовых шпангоутов на уровне полубака сильно увеличили, благодаря чему новые корабли меньше зарывались в волну, разбивая её.Корпуса новых линкоров были исключительно прочными и жёсткими, поэтому имели огромный запас боевой устойчивости, и были способны выдержать большие перегрузки, и множественные повреждения. Этому же способствовала и большая метацентрическая высота (2,28 м при нормальном водоизмещении и 2,39 м при полной загрузке), хотя это и приводило к резкой бортовой качке.По проекту нормальное водоизмещение каждого линкора составляло 31 400 т, полное — 32 440 т. Максимальная длина кораблей равнялась 185,44 м, длина по ватерлинии — 183 м, ширина кораблей — 29,6 м, высота борта у миделя — 14,03 м. Осадка при нормальном водоизмещении — 8,66 м, при полном — 8,92 м.Линкоры имели по 22 водонепроницаемые переборки, делящие корпуса на 23 отсека. Переборки доходили до броневой палубы.

Благодаря четырёхвальной установке, несмотря на некоторое увеличение длины корпуса, корабли имели лучшую маневренность, чем тип «Невада» — минимальный диаметр циркуляции на скорости хода 20 узлов составлял 503 м против 571 м у «Оклахомы».

Главный калибр линкоров составляли 12 356-мм/45 орудий с боекомплектом по 100 снарядов на орудие. При этом на одном линкоре нормальным считалось соседство различных модификаций стволов- с разными вариантами лейнеров и доработками конструкции. Причем похоже сами американцы не вели учет того где какие модификации у них когда были установлены. Стрельбы линкоры вели активно и замена стволов и лейнеров производилась по мере износа.Все башни главного калибра сделали трёхорудийными, с общей люлькой и совместным вертикальным наведением, при этом на 3 орудия имелось 2 снарядных подъёмника — для экономии пространства и уменьшения численности башенной обслуги, что ограничивало скорострельность, для вертикальной наводки всех трёх орудий башни требовался всего один наводчик. В качестве противоминной артиллерии линкоры получили 22 127-мм орудия Mark 8 . Заряжание — картузное. Расположение орудий было в общем близким к схеме, принятой на предыдущей серии, но с отказом от неудачной кормовой установки в диаметральной плоскости; кроме того, четыре орудия были перенесены палубой выше. На Pennsylvania впервые проектом была предусмотрена установка зенитной артиллерии- четыре 76-мм орудия с длинной ствола 50 калибров, разработанные в 1908 году. Пределы вертикальной наводки установок — -15о — +85о, максимальная дальность стрельбы — 13 350 м при угле возвышения 45о, досягаемость по высоте — 9266 м. Централизованное управление огнём зенитной артиллерии предусмотрено не было, каждое орудие наводилось индивидуально.Во время службы зенитное вооружение кораблей неоднократно менялось.

На линкорах типа Pennsylvania были установлены по два подводных траверзных торпедных аппарата калибра 533 мм. При модернизации линкоров торпедное вооружение было демонтировано.

Броневой пояс состо­ял из одного ряда прямоугольных броневых плит расположенных «вертикально». Главный пояс имел высоту 5,337 м, из них 2,647 м находилось выше конструктивной ватер­линии. Пояс имел максимальную толщину 343 мм, но, на расстоянии 1,978 м от нижней кромки, толщина плит начинала постепенно уменьшаться до 203 мм. Излом поверхности плиты (в месте начала её утоньшения к низу) располагался с внутренней сто­роны пояса, с наружной стороны плиты были гладкими. На USS Pennsylvania в качестве подкладки под броню использовался традиционный тик. На USS Arizona впервые в американском кораблестроении был применён цемент, обеспечивающий лучшую амортизацию и распределение нагрузки от удара снаряда о броню. Пояс располагался на «шельфовых» полках, в подводной части ко­рабля переход от броневого пояса к обычной обшивке был гладким. На уровне верхней грани пояса, существовала «ступенька». Броневые траверзы имели толщин 330 мм в верху и 203 мм по нижней кромке. Кроме того, в кормовой оконечности, позади главного, имелся 203-мм пояс для защиты рулевых приводов, который с кормы замыкался 330-мм траверзом.На основной настил палубы из 12,4-мм листов мягкой стали укладывалось два слоя плит из стали STS толщиной по 31,1 мм, то есть общая тол­щина броневой палубы составляла 74,7 мм. В кормо­вой части (позади цитадели) горизонтальная защи­та имела наибольшую толщину 155,6 мм, для защиты рулевых приводов. Здесь в корму от кормового траверза практически на уровне ватерлинии проходила броневая палуба толщиной 112 мм STS поверх 43,6-мм мягкой стали. Под главной броневой палубой располагалась противоосколочная палуба. Поверх настила палубы из 20-фунтовых (12,4 мм) листов мягкой сименс-мартеновской стали (МS) лежал один слой плит 40-фунтовой стали STS толщиной 24,9 мм, итоговая толщина составляла, таким образом, 37,3 мм, скосы этой палубы имели бронирование 49,8 мм: слой 60-фунтовой никелевой стали поверх 20-фунтового (12,4 мм) настила.

Ширина подводной противоторпедной защи­ты составляла 3,584 м. По сравнению с типом «Невада» она была значительно усилена. Конструкция защи­ты включала двойной борт, затем пустой отсек, далее следовала противоторпедная переборка, толщина которой составляла 74,7 мм (два слоя STS по 37,3 мм). При этом бортовые отсеки содержались пусты­ми, топливо и котельная вода хранились в днищевых отсеках. Защита была рассчитана на противодействие 135 кг взрывчатого ве­щества типа тротил, что было несколько больше, чем у линкоров предыдущего типа. Это было меньше, чем боевые части торпед других флотов (немецкие торпеды несли боевую часть с 160—195 кг тротила или гексанита, британские 181 кг тротила, японские 130—160 кг шимозы). Испытания в июле и сентябре пока­зали, что такая система может противостоять взрыву 136 кг (300 фунтов) ТНТ, что соответствует уровню бри­танских и чуть хуже немецких. Переборка так же выполняла роль нижнего пояса. По мнению Фридмана ПТЗ была значительно лучше, чем на предыдущим типе линкоров, лучше британской и французской и приблизительно эквивалентна немецкой.По оценке Манделя она была лучше британской и приблизительно сравнима с германской.

При проектировании линкоров типа
Pennsylvania впервые в американском судостроении было решено отказаться от использования паровых машин, На USS Pennsylvania были установлены 4 паровые турбины системы Curtis, а на USS Arizona — такое же количество турбин системы Parsons. Проектная мощность силовой установки составляла 31 500 л.с.. На ходовых испытаниях мощность силовой установки USS Pennsylvania составила 29 336 л.с, а USS Arizona — 33 376 л.с.. Несмотря на разность показаний оба линкора смогли достичь проектной скорости хода в 21 узел.Пар для турбин вырабатывали 12 котлов Babcock&Wilcox с нефтяным отоплением, размещённые в трёх отсеках. Максимальная дальность плавания экономическим 12-узловым ходом составила 7585 миль, а 20-узловым ходом — 3315 миль. После модернизаций, в ходе которых корабли получили новые котлы и увеличенный запас топлива дальность плавания несколько возросла.

Экипаж каждого корабля составлял 915 человек. Впоследствии, из-за установки в ходе модернизаций дополнительного вооружения и оборудования численность экипажей увеличилась и составила 1361 человек и более.

-9
-10

USS Pennsylvania (BB-38) Заложен 27 октября 1913,спущен на воду 16 марта 1915,вступил в строй 12 июня 1916,затоплен 10 февраля 1948 на атолле Кваджалейн

USS Arizona (BB-39)Заложен 16 марта 1914 ,спущен на воду 19 июня 1915 ,вступил в строй 17 октября 1916. Потоплен 7 декабря 1941 японской палубной авиацией в ходе налёта на Пёрл-Харбор

Водоизмещение-нормальное — 31 400 дл. т, полное — 32 567 т. Длина 185,4 м. Ширина 29,6 м. Осадка 8,8 м.

Бронирование-пояс — 343 мм,
палуба — 74,7 мм,
башни — до 457 мм,
рубка — 406 мм

Двигатели- 4 паровые турбины, 12 паровых котлов, 31 500 л. с, Скорость хода 21 узел, Дальность плавания 6070 морских миль (на 12 узлах).Экипаж 1485 человек.

Вооружение-4 × 3 — 356-мм/45,
22 × 1 — 127-мм/51,Зенитная артиллерия-4 × 76-мм/50,2 × 533 мм ТА

История модернизаций.

1919 — 1925 гг-В 1919—1920 годах был проведён заводской ремонт линкоров типа Pennsylvania, в ходе которого в конструкцию линкоров по опыту Первой мировой войны были внесены изменения-усовершенствованы системы управления огнём главного калибра и установлены приборы управления огнём противоминной артиллерии британского образца. Вокруг основания фок-мачты позади и выше боевой рубки на пиллерсах был установлен мостик с закрытой ходовой рубкой, а уже имеющиеся мостики были расширены. Кроме того, на мачтах были установлены закрытые наблюдательные платформы восьмиугольной формы с остеклением. На башнях №2 и №3 главного калибра для запуска колёсных самолётов были смонтированы раскладные стартовые платформы.

В 1925 году стартовые платформы на башнях были демонтированы, а вместо низ позади башни №4 была установлена пневматическая катапульта.

1929 — 1931 гг-В конце 20-х начале 30-х годов оба линкора типа Pennsylvania прошли обширную модернизацию, которая заняла более двух лет. В ходе модернизации усилено горизонтальное бронирование линкоров. На броневую палубу был уложен дополнительный слой броневых плит из стали марки STS толщиной 44,5 мм. Общая толщина броневой палубы таким образом составила 120,8 мм. Кроме того, толщина скосов противоосколочной палубы было доведена до 76,2 мм, а крыши боевой рубки — до 203 мм. Общий вес установленной в ходе модернизации горизонтальной брони 1073 т.

Вертикальное бронирование было признано удовлетворительным, поэтому ограничились лишь усилением противоторпедной защиты. Между внутренней обшивкой двойного борта и уже имеющейся противоторпедной переборкой была установлена дополнительная противоторпедная переборка толщиной 19,05 мм из стали марки STS, разделившая имеющийся обширный отсек на внешнюю и внутреннюю секции. Кроме того, за старой противоторпедной переборкой была установлена ещё одна продольная переборка толщиной 6,35 мм.

Как и на остальных американских линкорах, на корабли типа Pennsylvania были установлены були. Максимальная ширина булей равнялась 1,4 м и определялась шириной Панамского канала.Максимальная ширина корабля по булям составила 32,4 м, а глубина ПТЗ 5,795 м. При установке булей подводные торпедные аппараты были демонтированы.

Благодаря сокращению объёма, занимаемого новыми котлами, на протяжении котельных отделений было надстроено третье днище толщиной 19,3 мм. Благодаря этому улучшилась защита от мин и торпед с неконтактным взрывателем. Образовавшиеся отсеки использовались для хранения пресной воды для котлов.

При модернизации энергетической установки были широко использованы материалы и механизмы от нереализованной программы строительства линейного флота. 12 старых котлов были заменены на 6 новых узкотрубных котлов типа Bureau Express (на USS Arizona) и 1 типа Bureau Express и 5 типа White-Forster (на USS Pennsylvania). Дымовая труба была сдвинута назад, чтобы освободить место для более развитой носовой надстройки.На USS Pennsylvania турбинная установка была полностью заменена на снятую с недостроенного линкора USS Washington. На корабль были установлены турбозубчатые агрегаты высокого и низкого давления фирмы Westinghouse. На USS Arizona замене подверглись только турбины высокого давления, взятые с того же USS Washington. Турбины низкого давления менять не стали.

После модернизации стандартное водоизмещение стало равняться 33 124,8 т, максимальное — 35 929 т, а осадка соответственно 8,94 и 9,2 м. На испытаниях после модернизации USS Pennsylvania показал скорость 20,89 уз при мощности силовой установки 34 001 л.с., а USS Arizona — 20,70 уз при 35 081 л.с.. Максимальная дальность плавания 10-узловым ходом составила 19 900 миль, а 18-узловым ходом — 7310 миль.

Углы возвышения орудий главного калибра были увеличены до 30 град., а также полностью заменены приборы управления огнём. Для установки новых боевых постов с оборудованием на мачтах были смонтированы трёхярусные топы. Они располагались почти на одинаковой высоте поверх треногих мачт, которыми заменили традиционные решётчатые.

Была перестроена противоминная батарея. Все орудия, установленные в корпусе, сняли а порты заделали. Орудия переместили на палубу полубака, для чего там была смонтирована новая надстройка, являвшаяся типичным казематом, но без бронезащиты. В каземате было установлено 10 орудий (по 5 на борт), ещё два орудия располагались ярусом выше на палубе каземата по бокам от боевой рубки. Таким образом после модернизации на вооружении линкоров осталось по 12 127/51-мм орудий. Ко времени модернизации американскими конструкторами было разработано новое 127/25-мм зенитное орудие. На линкоры типа Pennsylvania установили по 8 таких орудий на палубе надстройки. Системы управления огнём этих орудий разместили на носовой надстройке.

1940 — 1941 гг- открыто стоявшие приборы и дальномеры 127-мм зенитных орудий были объединены и установлены во вращающихся башенках с противоосколочным прикрытием, впереди основной опоры носовой треногой мачты установили закрытый пост управления средствами ПВО. Прожекторы были переставлены с дымовой трубы на площадки кормовой треногой мачты, а на место прожекторов поверх постов их управления на дымовой трубе установили 2 12,7-мм пулемёта. Ещё два таких пулемёта установили на площадке фок-мачты, а 4 на площадке грот-мачты.

В июле 1941 года по опыту войны в Европе вокруг 127-мм зенитных орудий были оборудованы противоосколочные щиты, а также попытались усилить зенитное вооружение путём установки 4-х 76-мм орудий. Однако до японского нападения их успели установить только на USS Pennsylvania (два по бокам носовой надстройки вместо 127/51-мм орудий и два ближе к корме на кормовом срезе каземата). В ходе ремонта повреждений ,полученных в ходе налёта на Пёрл-Харбор эти орудия были заменены на 4 28-мм четырёхствольных автомата. Кроме того, на 127-мм зенитные орудия установили глубокие противоосколочные щиты, а также по всему кораблю были установлены 16 20-мм автоматов Oerlikon, частично заменившие 12,7-мм пулемёты. Поверх трёхярусного топа фок-мачты были установлены 2 радара: воздушного обнаружения (СХАМ) и артиллерийский (Мк-3).

1942 г,в конце года -на USS Pennsylvania провели в конце 1942 года были заварены все иллюминаторы в корпусе, существенно перестроены надстройки, а также дополнительно установили два 750-кВт турбогенератора и два аварийных дизель-генератора по 100 кВт.Для компенсации возникшей в ходе модернизации перегрузки с линкора демонтировали двухярусную боевую рубку, а также бронированную коммуникационную шахту. Общий вес демонтированных конструкций составил 650 т. Кроме того с носовой надстройки срезали большинство открытых площадок и мостиков, вследствие чего надстройка приобрела более простую форму. Это было сделано не только из соображений экономии веса, но и для увеличения углов обстрела зенитных орудий. На месте демонтированной боевой рубки был установлен 26-футовый дальномер.

Для управления огнём орудий главного калибра в носовой надстройке установили радарную систему с радаром Мк-3, а также оборудовали дополнительные помещения для РЛС и основного и резервного ходовых постов. Прикрытый до модернизации бронёй боевой рубки пост управления огнём главного калибра теперь получил броневое прикрытия из 38,1-мм листов стали марки STS. Установлены радары воздушного наблюдения (SC) и наблюдения за надводной обстановкой (SG).

Все 127-мм орудия были сняты, и вместо них были установлены 16 универсальных 127/38-мм орудий в 8-ми двухорудийных башнях. Все 8 башен были установлены на палубе перестроенной из бывшего каземата надстройки. Для управления огнём этих орудий поверх носовой и кормовой надстроек в диаметральной плоскости корабля были установлены два радарных поста типа Мк-37. Прежние посты типа Мк-33 были при этом демонтированы. Броневые листы новых башен 127-мм орудий имели толщину 19 мм стали марки STS. Сами башни имели систему независимого оптического наведения. Защита перегрузочных отделений под башнями состояла из 15,8-мм и 19-мм листов стали марки STS, а защита постов управления — из 25,4-мм листов стали марки STS.

Остальное зенитное вооружение линкора было заменено на 10 четырёхствольных 40-мм зенитных автоматов Bofors, 50 20-мм автоматов Oerlikon и 8 12,7-мм пулемётов.Вместо кормовой треноги была установлены невысокая надстройка с приборами управления огнём. На этой надстройке установили кормовой пост управления огнём главного калибра и короткую однодревную мачту.

1945 г-с марта по июнь 1945 года USS Pennsylvania прошёл очередной ремонт и модернизацию. Кормовой пост управления стрельбой главного калибра типа Мк-20 заменили на тип Мк-34 с радаром управления огнём Мк-8. Также на линкор установили радар воздушного обнаружения SC-2 на верхней площадке фок-мачты и новейший радар SP на грот-мачте. Линкор был оснащён тремя комплектами аппаратуры для постановки помех типа TDY. 26-футовый дальномер демонтирован, а вна его месте установлен дополнительный спаренный 40-мм автомат Bofors. Кроме того, количество 20-мм автоматов Oerlikon было сокращено до 31.

Линкор "Пенсильвания" (в нижнем правом углу) рядом со своими предшественниками: "Оклахомой" и "Невадой"
Линкор "Пенсильвания" (в нижнем правом углу) рядом со своими предшественниками: "Оклахомой" и "Невадой"

Линкоры типа "Пенсильвания" на некоторое время стали крупнейшими в мире и одними из мощнейших,по калибру артиллерии ГК они уступали лишь "Куин Элизабет",при этом превосходя ее по количеству стволов.. Удачная конструкция в целом была повторена в последующих стандартных линкорах.Именно они составляли основу боевой мощи американского флота в течении нескольких десятилетий,пока их не сменили авианосцы.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам