Развитие британского дредноутного флота шло в полном соответствии с заветами лорда Фишера "строить первыми, строить быстро, строить новый лучше предыдущего".После серии первых супердредноутов типа "Орион" в бюджет 1910 года были включены линкоры следующей серии.
По конструкции новый проект полностью повторяли "Орионы". Изменения были минимальны и сводились к устранению выявленных недостатков- фок-мачту перенесли ближе к носу,перед трубой,чтобы пост управления огнем не задымлялся,усилили горизонтальную броню и бронирование машинного отделения , центрального поста управления и артпогребов ,противоминную артиллерию установили с приоритетом огня на нос (12 из 16 орудий могли вести огонь в носовых курсовых углах) , длина корпуса была увеличена до 182 метров, соответственно водоизмещение стало больше на 800 тонн .Благодаря удлинению корпуса скорость превысила 22 узла,а осадка увеличилась всего на 9 см. Новые линкоры получили просторную двухярусную боевую рубку и подъемные краны для катеров и шлюпок .Средняя стоимость каждого линкора составила 1 945 200 £ . Конструкторами кораблей были И.Н.Муней и А.М.Уортингтон
Всего в 1911-1913 годах построено четыре супердредноута. Головной получил наименование- «Кинг Джордж V» . Название класса появилось в результате старинной английской традиции. После восхождения на трон следующего правителя новый строящийся крупный корабль должен быть назван его именем. Летом 1911 года после смерти Эдуарда VII Великобритания получила короля Георга V. Именно он стал крестным отцом первого одноименного дредноута. Остальные три корабля получили традиционные для британского флота названия- "Аякс" , "Центурио́н", "Одейшес" .
"Аякс" Назван в честь Аякса Теламонида, греческого героя Троянской войны, отличавшегося безумной храбростью и считавшегося самым могущественным героем греков после Ахилла
Центурио́н (лат. centurio — со́тник; в классическую эпоху произносилось: кентурио; др.-греч. κεντυρίων, κεντυρίωνος — «кентури́он, кентури́онос», церк.-слав. кєнтурио́нъ) в римской армии — командир центурии; центурионы высшего ранга командовали также более крупными подразделениями (манипула, когорта, вексилляция).
"Одейшес" в переводе с английского-дерзкий,отважный.
Из соображений экономии противоминный калибр новых линкоров отставал от требований времени. 102 мм на "Кинг Джорджах" смотрелись весьма скромно на фоне 127 мм у американцев,140 мм французов ,152 мм у японцев,немцев и австрийцев. Для увеличившихся в размерах эсминцев этого было уже недостаточно. Установка 152 мм пушек обошлась бы в увеличение водоизмещения на 2000 тонн и 170 тысяч фунтов на корабль. Английское правительство посчитало это неуместным.Решение этой проблемы произошло только на линкорах последующей серии-"Айрон Дюк",которые получили 152 мм противоминные пушки.
«Кинг Джордж V» HMS King George V заложен на казённой верфи в Портсмуте 16 января 1911 года. Спущен на воду 9 октября 1911 года. Вступил в строй 16 ноября 1912 . Продан на слом в декабре 1926 г.
«Аякс» HMS Ajax заложен на частной верфи «Скоттс» 27 февраля 1911 года. Спущен на воду 21 марта 1912 года. . Вступил в строй 31 октября 1913 . Продан на слом в ноябре 1926 г.
«Одейшес» HMS Audacious заложен на частной верфи «Кэммел Лэрд» 3 марта 1911 года. Спущен на воду 14 сентября 1912 года. Вошёл в состав флота 21 октября 1913 года 27 октября 1914 года «Одейшес», следовавший на учебные стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательным минным заградителем «Берлин» и вечером затонул.
«Центурион» HMS Centurion заложен на казённой верфи в Девонпорте 16 января 1911 года. Спущен на воду 18 ноября 1911 года. Вступил в строй 22 мая 1913 года. 6 июня 1944 года затоплен у Нормандского побережья в качестве волнореза в бухте «Малбери».
Водоизмещение 23 000 английских тонн нормальное,27 120 т полное .Длина 179,7 м (по КВЛ) 182,2 м (наибольшая) .Ширина 27,1 м .Осадка 8,15 м (носом) ,8,48 м (кормой)
Бронирование-главный пояс: 229—305 мм
верхний пояс: 203 мм
траверзы: 51—254 мм
палуба: 25—102 мм
башни ГК: 76-279 мм
барбеты башен ГК: 76—254 мм
боевая рубка:76 — 279 мм
Двигатели-Турбины Парсонса,18 водотрубных котлов типа «Бабкок и Уилкокс» (на «Кинг Джордже» и «Аяксе»), столько же котлов «Ярроу» на остальных кораблях, 31 000 л. с. Движитель- 4 винта. Скорость хода 21,7 узла (полная),22,134 узла максимальная (для головного корабля). Дальность плавания 3805 миль на 21 узле ,6310 миль на 10 узлах, Экипаж 862 человека (в военное время до 1050)
Вооружение-5 × 2 343-мм/45 Mk.V,16 × 102-мм/50 BL Mk.VII, Зенитная артиллерия 4 × 47-мм салютные пушки,5 7,71-мм пулемётов «Виккерс»,
10 пулемётов «Льюис» 7,71 мм .Минно-торпедное вооружение-3 (2 бортовых и 1 кормовой) подводных 533-мм ТА (14 торпед)
Корабли обладали хорошими мореходными и ходовыми качествами. В средней части корпус корабля был спрямлён — такие обводы смягчали бортовую качку. Вдоль бортов шли скуловые кили, имеющие в сечении форму треугольника. Скуловые кили не только уменьшали амплитуду бортовой качки, но и гасили колебания, вызванные потоками от винтов. Недостатком был низкий надводный борт в кормовой части, из-за чего корма заливалась водой при волнении . Успокоительные цистерны, установленные на «Кинге Джордже V», не привели к большим улучшениям, их стабилизирующий эффект «не был столь заметным, чтобы устанавливать их на других кораблях». Впоследствии они использовались как топливные цистерны. По сравнению с "Орионом" была изменена и улучшена конструкция ходового мостика, тяжёлая й трехногая мачта, позади носовой дымовой трубы,заменена на лёгкую полую, установленную впереди носовой трубы (это решило проблему задымления поста управления). Размещение экипажа вернулось к традиционному на британском флоте — офицерские каюты находились в корме, кубрики матросов и старшин — в носу .
Номинальная мощность силовой установки составляла 31 000 л. с., что должно было обеспечить скорость в 21,7 узла (при мощности 27 000 л. с. ход должен быть 21 узел) Дальность плавания на полном ходу 3805 миль, на 10-узловом ходу 5910 миль (6310 миль у «Аякса» и «Центуриона»).
На третьем пробеге «Кинг Джордж V» развил максимальную скорость 22,373 узла при мощности на гребных валах в 33 022 л. с .Эксперимент с четырёхлопастными винтами на "Аяксе" выигрыша в скорости не дал-всего 22,47 узла. После проведённых испытаний на «Аяксе» установили проектные трёхлопастные винты.
На 8-часовых испытаниях средняя мощность машин для всех четырех кораблей была 28 200 л.с. при скорости вращения винтов 330 оборотов в минуту.«Кинг Джордж V» показал скорость 22,127 уз, «Центурион» – 21,886 уз, «Аякс» – 21,066 уз, все четыре линкора могли развить скорость 22 узла.
Главный броневой пояс состоял из двух частей — 305 мм нижней, защищающей ватерлинию до уровня средней палубы, и 229 мм верхней, располагавшейся по высоте от средней палубы до уровня главной палубы. Верхний 203-мм броневой пояс имел такую же протяжённость, что и главный броневой пояс и располагался от главной до верхней палубы. Общая высота вертикального бронирования борта составляла 6,26 м. Общая длина главного броневого пояса с носовыми и кормовыми оконечностями составляла 153,1 м (84,1 % длины корабля по ватерлинии) .
Лобовые и боковые стенки всех башен главного калибра имели толщину 279 мм. Задняя плита имела толщину 203-мм. Передняя часть крыши имела толщину 102 мм, а задняя часть — 76 мм. Броневой настил пола имел толщину 76 мм.
Палуба полубака 25,4 мм, верхняя палуба 45-38 мм, средняя палуба 25,4, нижняя палуба в носовой части 64-25,4 мм, в кормовой части 102-76 мм, кожухи дымовых труб: 38-25,4 мм, экраны пороховых погребов 45-38-25,4 мм, экраны машинного отделения 25,4 мм. Общий вес бронирования: 6960 англ. тонн
Основным серьёзным недостатком в подводной защите корабля явилось отсутствие внутренней продольной броневой переборки, как это было на «Нептуне», где продольные противоторпедные переборки были сплошными между конечными барбетами. Вместо неё снарядные и пороховые погреба башен главного калибра и машинное отделение прикрывались броневыми защитными экранами толщиной 25,4-45 мм.
Потеря «Одейшеса» показала, что тонкие продольные переборки, которые проходили по бортам вдоль машинных отделений, оказались недостаточной защитой против мин. Котельное отделение, расположенное по левому борту, было полностью затоплено, а центральное котельное отделение – частично; корабль продолжал медленно тонуть в течение двенадцати часов, и, когда прогремел внутренний взрыв, он затонул.
Расположение башен было такое же, как на «Орионе», но носовая надстройка срезана под более острым углом, чтобы обеспечить больший сектор обстрела орудиям башни «Q». Главный калибр-десять 13,5-дюймовых пушек BL Mark V в пяти двухорудийных башнях с гидроприводом. Пушки имели угол снижения 3° и угол возвышения, равный 20°, затвор поршневой, системы Велина, заряжание — картузное. Снаряд 635 кг с дульной скоростью 762,5 м/с, при угле подъёма 14,75° максимальная дальность стрельбы составляла 18 288 м для бронебойных снарядов. При угле подъёма 20° максимальная дальность возрастала до21 781 м. На дальности 19144 м бронепробиваемость составляла 310 мм по вертикальной плите из цементированной Крупповской стали. Скорострельность этих пушек составляла 1,5-2 выстрела в минуту. На линкорах серии применялась новая система управления артиллерийским огнем «Скотта-Виккерса».
Расположение противоминной артиллериии изменилось: двенадцать из шестнадцати 102-мм пушек Мк. VII с длиной канала ствола 50 калибров стреляли в носовом направлении и четыре – в кормовом. Практика минных атак показала, что носовым орудиям приходилось стрелять в два раза чаще, чем кормовым. Противоминная артиллерия в носовой части располагалась на трех уровнях: одиночные казематы уровнем ниже боевой рубки, по три орудия вдоль бортовых стенок надстройки и два на полубаке на одном уровне с барбетом башни «В». Все противоминные орудия защищались 76-мм броней. Четыре кормовых орудия имели 127-мм щиты, вместо навесных крышек портов, и незащищенные орудийные станки. Они стреляли снарядами весом 14,1 кг с начальной скоростью 873 м/сек на дальность до 58 кабельтовых со скорострельностью до 8 выстрелов в минуту.
Заливаемость кормовых 102 мм орудий заставила их демонтировать в 1917,вместо них на башне «Q» и кватердеке установили два 76- или 102-мм зенитных орудия .Все корабли имели по четыре 47-мм салютные пушки Гочкиса .В конце 1914 года на «Кинг Джордже V» (и на «Аяксе») в кормовой части установили две 76-мм зенитные пушки Гочкиса. Во время войны корабли перевооружили, заменив пушки Гочкиса на 76-мм зенитные пушки Мк.1 .
На линейном корабле «Центурион» в кормовой части первоначально были установлены два 102-мм скорострельных орудия Мк. VII с углом возвышения ствола +60°, переделанные в зенитные из противоминных с приданием стволу большого угла возвышения .
Торпедное вооружение состояло из трёх 533-мм торпедных аппаратов — двух бортовых, расположенных перед барбетом башни «А», и одного кормового (впоследствии был снят) с общим боезапасом 15 торпед. Торпеды — Мк.І и Мк.ІІ.
К 1917 году возникла необходимость иметь на каждом линейном корабле самолёт для корректировки стрельбы. Для этого на крышах башен установили взлётные платформы. В качестве авиационного вооружения были приняты колёсные бипланы Сопвич «Кэмел».
«Аякс» Всего строительство «Аякса» продолжалось 30 месяцев, стоимость постройки составила 1 889 387 £. Воевал в составе 2-й эскадры линкоров Гранд Флита. Участвовал в Ютландском сражении. В 1919-1924 гг. в Средиземноморском флоте ,участвовал в операциях в Черном море против большевиков. Выведен в резерв в 1924 г., где состоял до августа 1926 г. Продан на слом в ноябре 1926 г.
«Центурион» первую победу на свой счет записал еще во время заводских испытаний.9 декабря 1912 г. он столкнулся с итальянским пароходом «Дерна», который затонул. В составе 2-й эскадры линкоров Гранд Флита с 1914 по 1919 гг участвовал в Ютландском сражении. С 1919 по 1924 гг. служил в Средиземноморском флоте, участвовал в черноморских операциях. В период российской гражданской войны 1917-1922 годов в рамках союзнической военной экспедиции линкор привлекался к обмену военнопленных в Грузии. С 1924 по апрель 1926 гг. находился в резерве в Портсмуте. Переоборудован в радиоуправляемый корабль-мишень для проведения тренировочных стрельб из орудий 80 мм калибра. До 1941 г., находясь в Плимуте, служил кораблем-мишенью. Затем переоборудован в имитацию нового линкора «Энсон» и в этом качестве ,участвуя в операции дезинформации противника ,совершил 20 000-мильный переход в Бомбей. Оставался в Бомбее (уже под своим собственным именем) до 1942 г., затем перешел в Александрию, прибыв туда в июне 1942 г. В качестве корабля эскорта 12—16 июня 1942 года принял участие в провалившейся операции «Вигерес» (из 11 транспортов конвоя были потоплены 2, на Мальту не прибыл ни один). Прослужил в качестве плавающей зенитной батареи ( четыре 76-мм зенитных орудия и семнадцать 20-мм автоматических пушек «Эрликон» )южнее Суэцкого канала до марта 1944 г. и, покинув Александрию в апреле 1944 г., вернулся домой. Был затоплен у Нормандского побережья 6 июня 1944 г. с целью образования волнореза для десантных судов.
«Кинг Джордж V» .Его строительство длилось 23 месяца.Стоимость постройки составила 1 961 096 фунтов стерлингов. Вступил в строй в ноябре 1912 г. как флагманский корабль (вице- адмирал Джордж Уаррендер) флота Метрополии. В июле 1914 г. служил в составе 2-й эскадры линкоров Гранд Флита, будучи флагманским кораблем (вице-адмирал Т.Джерром),участвовал в Ютландском сражении. С 1919 по 1923 гг. флагманский корабль Средиземноморского флота. Затем выведен в резерв в Девонпорте. С 1923 по 1926 гг. служил в качестве учебно-артиллерийского корабля.Продан на слом в декабре 1926 г.
«Одейшес» строился 29 месяцев. С октября 1913 года по август 1914 года входил в состав 2-й эскадры линейных кораблей Флота Метрополии. В августе 1914 года вошёл в состав объединённого Гранд Флита . 27 октября 1914 года «Одейшес», следовавший на учебные стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательным минным заградителем «Берлин». Мина сдетонировала на 5-метровой глубине. Экипаж приложил все усилия для спасения корабля и взял курс на ближайший порт.Его пытались взять на буксир,но тросы не выдержали. В 21:00 «Одейшес» все же перевернулся и затонул. В момент погружения на линкоре произошел взрыв нескольких фугасных снарядов. Осколком был убит старшина на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Погибший моряк — единственная жертва гибели «Одейшеса»,экипаж линкора успели снять полностью.
Расследование гибели линкора установило, что большую роль в потере корабля сыграли неисправность или неплотное закрытие люков в подводной части и неверные действия аварийных команд, в результате чего оказались затоплены неповреждённые отсеки.
Британское Адмиралтейство решило сохранить гибель «Одейшес» в тайне. До окончания Первой мировой войны он упоминался в сообщениях для прессы как действующий боевой корабль.
Официальное извещение о гибели «Одейшес» (с указанием фактической даты происшествия) было опубликовано в газете «Таймс» только 14 ноября 1918 года. Извещение сопровождалось выражением благодарности британской прессе, сохранившей тайну.
Только эти усилия оказались тщетными . В буксировке поврежденного линкора принимал участие оказавшийся неподалеку лайнер "Олимпик"(систешип "Титаника"),на его борту находилось множество американцев,которые не замедлили зафиксировать гибель британского линкора на фотоснимках и даже небольшой фильм сняли. К 19 ноября 1914 года в Германии уже достоверно знали о том, что «Одейшес» потерян британским флотом.
Перед самой войной,в июне 1914 года все четыре новеньких линкора представили Великобританию на торжествах по случаю расширения Кильского канала,соединяющего Балтийское и Северное моря.На борту «Кинг Джордж V» побывал и германский кайзер Вильгельм II .
Линкор "Одейшес" стал первым дредноутом,погибшим в первой мировой войне. Он подорвался на германской мине 27 октября 1914 .
Общая сбалансированность линкоров типа «Кинг Джордж V» была вполне удовлетворительной,внешний вид гармоничным и брутальным. Но подводная защита британских дредноутов ,исходя из опыта трагедии "Одейшеса", явно была ниже всякой критики.
Вашингтонское соглашение лишило оставшиеся линкоры шансов на послевоенную боевую карьеру. Но перед второй мировой войной англичане построили новую серию линкоров типа «Кинг Джордж V» .
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам