Пополнение флота Британской империи перед Первой мировой войной шло ударными темпами. Вслед за серией из четырех "Кинг Джорджей" еще 4 сверхдредноута понадобились Королевскому флоту согласно морской программы 1911. Водоизмещение по сравнению с "Кинг Джорджем" выросло на 4000-5000 тонн,был удлинен корпус,добавлен еще один торпедный аппарат,увеличен запас топлива и дальность плавания при снижении проектной скорости на 0,5 узла,в каземат противоминной артиллерии установили 12 новых 152 мм пушек вместо 16 102 мм,бронирование каземата увеличено с 89 до 152 мм.
Бурная дискуссия имела место по поводу увеличения калибра противоминной артиллерии . Ярым противником роста калибра был адмирал Фишер,но его отставка привела к победе сторонников большего калибра при утверждении проекта. Размещение 152 мм критиковалось в связи с заливом носовых орудийных портов- с полной загрузкой "Дюки" получали дифферент полметра и уходили в воду носом вместе с частью броневого пояса.
Хотя лавров самой удачной конструкции англичане не снискали,но правило "два киля против одного" почти выдержали- к октябрю 1914,началу активных морских операций,англичане имели в строю 12 сверхдредноутов с 343 мм орудиями,10 линкоров с 305 мм пушками,10 линейных крейсеров и 3 линкора-конфиската у турок и чилийцев. Достаточно посмотреть на график постройки "Дюков"-британцы пекли сверхдредноуты как горячие пирожки. Флот Открытого моря Германской империи значительно уступал британскому и,большей частью, избегал генерального сражения.
Всего построено 4 корабля типа "Айрон Дюк".
Головной-получил свое название -"Железный герцог"-в честь прозвища британского полководца 19 века Веллингтона.
А́ртур Уэ́лсли, 1-й герцог Ве́ллингтон (англ. Arthur Wellesley, 1st Duke of Wellington; 1 мая 1769, Дунканкестл — 14 сентября 1852, Лондон) — британский полководец и государственный деятель, фельдмаршал (3 июля 1813), участник Наполеоновских войн, победитель при Ватерлоо (1815). 25-й (с 22 января 1828 по 22 ноября 1830) и 28-й (с 17 ноября по 10 декабря 1834) премьер-министр Великобритании.
Джон Че́рчилль, 1-й герцог Ма́льборо, князь Миндельгеймский(англ. John Churchill, 1st Duke of Marlborough, Prince of Mindelheim; 26 мая 1650 — 16 июня 1722) — английский полководец и политический деятель, генерал-капитан (Captain-General).
Джон Бе́нбоу (англ. John Benbow; 1653, Шропшир, Англия — 4 ноября1702, Порт-Ройал, Кингстон, Ямайка) — адмирал английского флота.
"Император Индии"-в честь титула британских монархов,присвоенного королевой Викторией в 1876 году.
"Айрон Дюк" HMS Iron Duke Заложен 15 января 1912,спущен на воду 12 октября 1912,вступил в строй 12 марта 1914,с июня 1929-учебный корабль,в марте 1946 продан на слом.
"Мальборо" HMS Marlborough Заложен 25 января 1912,спущен на воду 24 октября 1912,вступил в строй 12 июня 1914,списан в мае 1932,25 июня 1932 сдан на слом.
"Бенбоу" HMS Benbow Заложен 30 мая 1912,спущен на воду 12 ноября 1913,вступил в строй 13 октября 1914,списан в марте 1931
"Имперор оф Индиа" HMS Emperor of India Заложен 31 мая 1912,спущен на воду 28 ноября 1913,вступил в строй 13 ноября 1914, после посадки на мель затоплен артиллерийским огнем 11 июня 1931.
Водоизмещение 26 100 дл. т нормальное,31 400 дл. т полное .Длина 187,2 м (по КВЛ) 189,8—190,1 м (наибольшая).Ширина 27,5 м(наибольшая). осадка 8,74 м (средняя при нормальном водоизмещении)
9,98 м (при полном).
Бронирование-главный пояс: 229—305 мм
верхний пояс: 203 мм
верхняя палуба: 37—51 мм
барбеты: 254—76 мм
башни:280 мм
траверзы: 38—203 мм
дымовые трубы: 38 мм.
Двигатели-18 водотрубных котлов 29 000 л.с. (проектная),Скорость 21,25 узла.,дальность 3800 миль полным ходом,4500 миль на 20 узлах
8100 миль на 12 узлах. Экипаж 925—1102 человека (в военное время до 1180)
Вооружение-5 × 2 13,5" (343-мм/45) Mk.V
12 × 1 152-мм/45 BL Mk.VII,
1 × 1 76-мм десантная пушка,
4 × 1 47-мм салютные пушки Виккерса,
5 7,71-мм пулемётов системы «Максим-Виккерс».
2 × 1 76-мм/45 зенитные пушки QF Mark I (в корме),4 (2 носовых и 2 кормовых) подводных 533-мм торпедных аппарата (20 торпед).1 взлётная платформа на самолётов-корректировщиков (сняты со всех кораблей типа в 1919 году)
После Ютландского сражения палубы были дополнительно усилены дюймовыми и двухдюймовыми бронеплитами. В 1928 году дополнительно установили одно 4" (102 мм) зенитное орудие. В 1929 году 3" зенитные орудия заменили на 4". В 1932 году «Iron Duke», ставший к тому времени учебным кораблём, вооружили двумя 120-мм зенитными пушками, которые разместили в кормовой части. В августе 1935 года эти пушки сняли. В 1939 году «Iron Duke», переоборудованный в плавучую зенитную батарею, получил спаренные 133-мм универсальные орудия 5,25" QF Mark I, которые установили на крыше орудийной башни «Y».
Более половины корпуса корабля занимал полубак,при этом высота надводной части была меньше чем у "Кинг Джорджей". Угольные бункеры вдоль бортов традиционно создавали дополнительный уровень защиты с бортов,нефть заливалось во "второе дно". Для борьбы с заливанием каземата установили двойные каучуковые прокладки на двери и амбразуры и систему централизованного управления огнём противоминных орудий. Система фирмы «Виккерс» была укомплектована приборами «следи за стрелкой» (follow the pointer). Это позволяло осуществлять наводку с поста управления, расположенного на крыльях верхнего мостика, без использования наводчика. При таком способе управления забрызгивание каземата не мешало процессу наведения .
Вертикальное бронирование борта состояло из верхнего (203 мм) и главного (305 мм нижнего и 229 мм верхнего) броневых поясов и прикрывало борт корабля по высоте от уровня верхней палубы на 1,36 м ниже ватерлинии при нормальном водоизмещении. Броневые плиты были разной толщины и изготавливались из цементированной крупповской брони.
Главный пояс имел протяженность 109,7 м и покрывал 58 % длины корпуса на участке расположения главных жизненных частей корабля (энергетической установки,снарядных и пороховых погребов, постов управления). Он подразделялся по высоте на два отдельных пояса — ватерлиния была защищена 305 мм плитами до уровня средней палубы (нижняя часть главного броневого пояса), а выше средней палубы до уровня главной палубы толщина плит составляла 229 мм. Вертикальные стенки всех башен главного калибра имели толщину 279 мм. Крыша имела толщину 102 мм. Броневой настил пола имел толщину 76 мм.
Во время Ютландского сражения именно "Айрон Дюк" был флагманом британского флота,на нем держал флаг адмирал Джеллико. В бою "Мальборо" получил торпеду с немецкого эсминца,после этого принял столько воды-что верхняя палуба оказалась практически на уровне моря.До базы он еле дошел и три месяца занимался ремонтом.
После войны все 4 линкора сперва служили на Средиземном море,потом перешли в Атлантический флот.
После Лондонского соглашения 1930 они пошли на слом-"Бенбоу"-в январе 1931,"Мальборо" в 1930 стал учебным кораблем,списан в мае1932,"Эмперор" с 1930 был кораблем-мишенью,в декабре 1931 сдан на слом. Сам "Айрон Дюк" с 1931 стал учебным кораблем,в 1939 ,17 октября затонул в результате налета немецкой авиации,затем поднят и служил блокшивом и плавбазой до марта 1946-когда был сдан на слом.
Линейные корабли типа «Айрон Дюк» оценивают как весьма эффективные боевые корабли,с хорошими маневренными качествами ,легкие в управлении. На мой взгляд, наверно спорный, это корабли весьма посредственные-даже для английского кораблестроения. Проблема заливания водой башен и казематов при качке сильно затрудняла ведение огня противоминной артиллерии и пары башен главного калибра( «Q» и «Y» ),а живучесть-на примере "Мальборо" в Ютландском бою,чуть не не превратившемся в подводную лодку от одной единственной торпеды, просто ниже всякой критики. Везучей , видимо ,была эта серия кораблей, долети до них германские снаряды и еще пара десятков торпед-кто знает,удалось бы ли им дожить до разделки на металл.
Боевые подвиги "Дюков" были весьма скромны, зато они оказались на удивление фотогеничными.Огромное количество фото,излишнее для данной статьи,вынуждает меня на вторую часть-с богатым иллюстративным материалом.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам