Этот блог посвящен одежде литературных персонажей, и сегодня мы будем разбираться во внешности двух героинь романа "Новь" Тургенева. Почему Марианна острижена коротко - а главная революционерка носит косу? И какие прически в это время были в моде?
Напомню, что за сердце Нежданова в романе борются сразу две девушки. Первая - Машурина, активистка народнического движения, родом из дворянской провинциальной семьи, сбежавшая из дома в Петербург и получившая диплом повивальной бабки. Вторая и главная - Марианна, племянница видного политического деятеля Сипягина, живущая в его доме из милости. Марианна учительствует и мечтает покинуть дом, где у нее не сложились отношения ни с дядей, ни с тётей. К вопросу о тёте, так она дама модная, ухоженная, вежливая - но племянницей и правда тяготится. Вот как могла выглядеть благообразная прическа Сипягиной.
Итак, мы выяснили, какой должна быть прическа в середине 1870-х годов, теперь поговорим о том, почему и как именно прически Машуриной и Марианны не соответствуют представлениям общества.
Итак, Машурина - личность среди народников известная. Ей дают задания, с ней делятся важной информацией товарищи по борьбе. Это "женщина лет тридцати, простоволосая, в черном шерстяном платье, курящая папироску". Внешность Машуриной довольно груба: "в этих неряшливых фигурах, с крупными губами, зубами, носами, сказывалось что-то честное, и стойкое, и трудолюбивое". Зато она носит длинные волосы: "Машурина встряхнула своими тяжелыми волосами. Небрежно скрученные сзади в небольшую косу, они спереди падали ей на лоб и на брови". Описание Машуриной схоже с теми описаниями Веры Засулич, которые оставили ее товарищи: "Она была по внешности чистокровная нигилистка, грязная, нечесаная, ходила вечно оборванкой, в истерзанных башмаках, а то и вовсе босиком".
На самом деле у цитаты о внешности Засулич есть и продолжение. Там говорится, что "душа у неё была золотая, чистая и светлая, на редкость искренняя. Засулич обладала и хорошим умом, не то чтобы очень выдающимся, но здоровым, самостоятельным. Она много читала, и общение с ней было очень привлекательно". Вот так, получается, неряшливый внешний вид нигилисток признавали даже товарищи по борьбе, искренне восхищавшиеся прочими качествами своих соратниц. Получается, что небрежно скрученная коса была определенным стилем. Если совсем огрублять, то тут мы приближаемся к эстетике панков, которые считали, что "чем хуже, тем лучше" и своим намеренно неряшливым внешним видом бросали вызов обществу.
Немного иначе обстоит дело с Марианной Синецкой, племянницей Сипягиных.
Вот первое появление Марианны: "на пороге двери появилась молодая девушка, в широкой темной блузе, остриженная в кружок". Однако, судя по словам тёти, Марианна очень опрятно одевается: "Марианна у меня еще очков не носит, -- вмешалась Сипягина, -- и с воротничками и с рукавчиками пока еще не рассталась". Да и внешность девушки кажется простой разве что только на фоне тёти: у нее гибкое сильное тело, крошечные руки и ноги, и хотя черты ее лица крупные, ничего отталкивающего в них нет.
Марианна интересуется естественными науками и женским вопросом. Если говорить о пересечениях, то тут, скорее, приходит на ум другая великая современница Тургенева, Софья Ковалевская. В 1880-х гг она написала повесть "Нигилистка", а вообще весь мир знает ее как первую женщину-профессора, математика. Кстати, Ковалевская носила короткую стрижку и при том очень хорошо одевалась.
Кстати, Ковалевская была тоже тесно связана с революционными кругами. Ее сестра Анна была женой Виктора Жаклара, члена Парижской коммуны. Сама Софья вместе с мужем посетила в 1871 году Париж, где ухаживала за ранеными коммунарами. О короткой стрижке Ковалевской сказать нечего, однако, можно сделать вывод, что отказ от сложных и тяжелых причесок для тех женщин, которые во главу угла ставили удобство, был просто логичным и необходимым шагом. Как писали английские журналисты, ратующие за освобождение женщин от неудобных и тяжеловесных нарядов и причесок, "предложите своему отцу или мужу провести хоть день за своими обычными занятиями одетым в вашу неудобную одежду". К слову, очень многие дамы втихомолку игнорировали сложные прически и тугие корсеты, когда их никто не видел - не потому, что они хотели эпатировать общество, а потому, что так они могли свободней заниматься своими делами. Видимо, Ковалевской тяжелая прическа мешала думать. И я ее понимаю!
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах" - я одеваю ваших любимых героинь.