Лицо Александра побагровело. Текст пасквиля, который он получил сегодня утром, жег ему руки. «Рогоносец!» - прорычал Пушкин. Внизу красовалась печать и отсутствовала подпись. Александр в упор посмотрел на жену – Наталья лишь отрицательно помотала головой и опустила глаза. Пушкину было все ясно – только дуэлью можно смыть подобное оскорбление.
27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи был смертельно ранен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
«Официальная» смерть
Александр мучился от раздирающей боли, ворочался и кусал подушку. То просил привести детей, то звал Ташеньку, а еще прощал, прощал всех поименно и просил прощения у всех, кого мог обидеть. Кроме Дантесов - их он ненавидел даже на смертном одре. Пушкин знал, что умирает.
10 февраля 1837 года «солнце русской поэзии» закатилось навсегда. Смертельно ранен на дуэли, сам виноват, что не убил Дантеса первым, а вдруг Наталья в самом деле была виновата…все эти мысли витали вокруг семьи Пушкиных и его близких друзей, как осы.
Но была и другая версия, что молодой Жорж был просто пешкой в чьих-то умелых руках, например, его коварного «злого гения» Идалии Григорьевны Полетики – свояченицы Александра.
Коварная Медея с лицом ангела
Неазаконнорожденная дочь графа Строганова Идалия росла его «воспитанницей» и была весьма недурна: «…от одной француженки, гризетки или модистки. Эта молодая девушка была прелестна, умна, благовоспитанна, у неё были большие голубые, ласковые и кокетливые глаза, и графиня выдала её замуж за monsieur Полетика, человека очень хорошего происхождения и с порядочными средствами».
Очень умная, миловидная и потрясающе острая на язык - Идалия Полетика была троюродной сестрой Натальи Пушкиной через свою бабку и тетку Загряжских.
«Идалия Полетика принадлежит к типу тех живых, подвижных и разговорчивых женщин, которым свойственны обычно рискованные похождения и смелые светские интриги. Южный темперамент превращает их жизнь в богатую эротическую эпопею, а личные столкновения заставляют их сплетать сложные и таинственные комбинации, в которых находят себе выход их честолюбие, вражда, ненависть, а подчас и жестокая мстительность. К такому типу женщин принадлежали Катерина Медичи, Елизавета Австрийская и Марина Мнишек… Она одерживала бесчисленные победы или же искусно заплетала тайные нити своих домашних заговоров». – пишет о ней Л. Гроссман.
И что примечательно, даже такая стильная штучка "пала" перед обаянием баловня судьбы Александра Пушкина или все же хотела заполучить его, как ценный трофей?
«Заклятые» родственники
Окружение лишь догадывалось об истинной причине того, что Идалия «вдруг» резко возненавидела Пушкина. Ведь первое время она была очень дружна с Натальей и ее талантливым мужем.
Его стихотворения полные свободы и раскрепощения забавляли Идалию, втроем они часто совершали конные прогулки и проводили вместе вечера. Острый ум и язык свояченицы были для Пушкина находкой, он ценил Идалию, как хорошего собеседника и соперника по спорам. Александр был к ней по-родственному дружелюбен. В 1833 году из Болдино в письме к жене он писал: «Полетике скажи, что за её поцелуем явлюсь лично, а что-де на почте не принимают». Но Полетика явно имела другие виды на поэта…
От любви до ненависти
В тот вечер Александр, Наталья и Идалия ехали на бал в одной карете. Пушкин был возбужден и разгорячен уже в пути, отпускал шутки и декламировал стихи да такие, что Наталья краснела и пряталась за веером, а Идалия ликовала. Она совершенно не смущалась его острот и в эти минуты Александр был нее не совсем родственником…
Всегда будучи в тени красавицы Натальи Идалия тоже старалась стать ближе к свету, но выбирали даже на танец не ее, а роскошную сестру, которая уже в 16 лет была первой красавицей Петербурга.
На нее обращали внимание все, а вот Идалия почти сразу стала «замужней». Где все те толпы поклонников, которые приличествовали каждой светской даме? Идалия Полетика всеми силами стремилась держать марку и стать такой.
И вот теперь и знаменитый Пушкин. Александр нравился ей, но скорее, как трофей, ведь по всей России говорили бы о ней – роковой любви великого поэта. Если бы она стала таковой, ведь на все ее намеки и знаки внимания Александр лишь усмехался и говорил все время о своей «Мадонне». Ташенька…он называл ее, как крестьянку, на русский деревенский манер.
Карета остановилась перед роскошным домом – гости все прибывали. И вдруг, помогая Наталье выйти из кареты, Пушкин шутливо схватил Идалию за колено и обвел глазами присутствующих: «Сколько вокруг дам, друг мой, Полетика, жаль, что я с женой!».
Идалия сузила глаза и медленно пошла за удаляющейся парой. «Стихоплет», - сквозь зубы процедила Полетика вслед Пушкину. В ее глазах горела ненависть...
Женская месть
До Александра Идалия не знала поражений на любовном фронте, да и что скрывать, возможно, история была бы другой, если бы Александр уже не встретил «любовь всей жизни» Наталью. Многие историки сходятся в том, что только смертельное оскорбление – отвергнутое чувство влюбленной женщины могло подвести Идалию к тому, что она сделала - собственными руками «подтолкнула» дуэлянтов друг к другу.
План Полетики был идеален: распространить слухи о неверности Натальи было проще простого, так как Жорж Дантес, по счастливой случайности, оказался увлеченным женой Пушкина сам. В письме к своему дяде Геккерну, Жорж пишет: ««…Я безумно влюблен. Да, безумно, так как я не знаю, как быть, я тебе ее не назову, потому что письмо может затеряться, но вспомни самое прелестное создание в Петербурге, и ты будешь знать ее имя. Но всего ужаснее в моем положении то, что она тоже любит меня, и мы не можем видеться до сих пор, так как муж бешено ревнив…» В конце своего письма Дантес написал: «До свидания, дорогой мой, будь снисходителен к моей новой страсти, потому что тебя я также люблю от всего сердца».
Что было в самом деле между Натальей и Дантесом? Никто не знает, но Полетика решила действовать наверняка – 2 ноября Идалия пригласила Наташу в свою квартиру. И там ее ждала не любимая сестренка, а Жорж Дантес, который пригрозил, что застрелится, если Наталья не «отдаст ему себя».
3 ноября уже были разосланы письма: «Полные Кавалеры, Командоры и рыцари светлейшего Ордена всех Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле, под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д.Л.Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) Великого Магистра Ордена всех Рогоносцев и историографом Ордена».
Говорят, что это «изящное» послание диктовала сама Идалия. Позже она переживет почти всех родных, увидит смерть Екатерины, помешательство ее дочери Леонии Дантес, похоронит всех своих детей и упокоится на первом Одесском кладбище, которое будет стерто с лица земли почти 100 лет назад.