Нарратив — популярный формат историй в Дзене. С помощью карточек можно переупаковать готовую статью или создать новую. Журнал Яндекс.Дзена поговорил с авторами, успешно использующими этот формат, и узнал о главных принципах, которые нужно учитывать при создании нарратива.
Наталья Чипура, автор канала «Искатель изобилия»
Рассказать историю с помощью карточек, следующих одна за другой, проще, чем с помощью статьи. Как текст в посте делится на абзацы, так и в нарративе история раскладывается по карточкам. Разница лишь в объеме текста: на одной карточке умещается одна или две мысли. Важно удержать внимание читателя до конца, и для этого я использую несколько приемов.
Обрывайте фразы, чтобы заинтриговать. Я оставляю мысль незавершенной на одной карточке и продолжаю ее на следующей, давая понять, что нарратив еще не окончен.
Используйте нумерацию. Это вносит ясность и дает понимание, насколько длинной будет история.
Придите к единому стилю. Например, изображение монет на фоне моих нарративов показывает, что канал посвящен деньгам и финансовым вопросам. Даже если история в нарративе далека от этих вопросов, мысль читателя удерживается на основной теме.
Уделяйте большое внимание картинкам. Это неотъемлемая часть нарративов. Используйте изображения, которые «рассказывают» историю наравне с текстом. Я редко вставляю картинки просто так. Сначала обрабатываю: вырезаю по контуру или сглаживаю края, делаю цветокоррекцию. Это дает объем и в то же время освобождает место под текст.
Пользуйтесь возможностями оформления текста, чтобы выделить разные мысли: основную идею, вывод, свое мнение. Это облегчает чтение и выглядит стильно.
Александра Агафонова, автор канала «Корея, привет!»
Нарративы — молодежный формат. Моей знакомой 19 лет, и все ее друзья любят сторис в Instagram, смотрят нарративы. Им проще пролистать на ходу несколько карточек, чем читать длинные статьи. Стараюсь оформлять нарративы с расчетом на ребят, которые ценят стиль, а не простой минимализм, использую декоративные элементы, наслаиваю фотографии друг на друга, подбираю цвета, чтобы все элементы сочетались между собой. Идеи черпаю в приложении Canva.
Каждую карточку оформляйте так, будто это очередной выпуск сериала. Должна быть некая недосказанность, чтобы читателю непременно захотелось узнать, а что же дальше.
В нарратив упаковывайте материал с большим количеством фотографий, ведь для статьи 6–10 фото уже перебор.
Нарративы будут кстати, если нужно поделиться рецептами, рассказами о зарубежной кухне и туристических местах. Каждому должна быть посвящена отдельная карточка.
Таисия Кайгородова, автор канала «Что хорошего?»
В формат нарратива классно ложатся тематические фотоподборки, например обзоры одежды модного цвета или разборы образов, короткие и емкие темы. Неудачно смотрятся сюжеты, требующие крупных горизонтальных фотографий.
Верстайте картинки для нарративов отдельно. В редакторе добавляйте только текст. Пропорциональные соотношения длины и ширины, которые я использую для верстки: 500 × 777 или 1000 × 1554 пикселей при разрешении 72 dpi.
Используйте черный или белый капслок: если текста немного и фон однородный, при небольшом размере шрифта он будет хорошо смотреться.
Оживляйте контент с помощью гифок. В том, как они делаются, можно разобраться за час.
Если нужно разделить текст одной карточки на блоки, сделайте это с помощью фонов разных цветов. Если в качестве фона используется картинка, растянутая на весь экран, не оставляйте его белым, сделайте цвет максимально близким к вашей картинке. Иногда происходит смещение буквально на пиксель. Это легко не заметить в редакторе, но после публикации будет видна белая полоска фона.
Станислав, автор канала «Даль светла»
Используйте видео и очень короткие описания. Нарратив должен быть живым и небольшим, поэтому лучше всего использовать видео.
Оформляйте карточки максимально просто. На обложку я ставлю фотографию, наиболее соответствующую содержанию нарратива, или скриншот из видео, если нарратив создан по его мотивам. В самом материале размещаю на каждом слайде в верхней части горизонтальную фотографию или видео, совместив их ширину с шириной слайда. Чтобы не отвлекать читателя, использую простой белый фон и черный текст.
Составляйте нарративы на основе статьи с видео. Я пишу о путешествиях, и множество постов состоит из длинного видео и небольшого описания к нему. С помощью 5–7 слайдов с 10-секундными нарезками видео и кратких комментариев, взятыми из тела основной статьи, создаю нарратив — спойлер основного материала. Многим читателям этого достаточно, соотношение просмотров основной статьи к созданному таким образом нарративу у меня часто достигает 1:10 и выше.
Составляйте нарративы из редких или посвященных конкретной истории фотографий. Популярной оказалась серия нарративов с легендами (о Ладоге, сон-траве), которые я снабдил фотографиями из походов и длинными выдержками из основной статьи. Получился своего рода нарратив-лонгрид.
Елена Юлкина, автор канала «Елена Юлкина»
Нарративы — маленькая книга, раскадрированный фильм, журнал, записная книжка. Они идеально подходят для списков, подборок, рецептов, поэтапных инструкций, помогают сделать информацию структурированной, дозированной и визуально удобоваримой. В нарративы можно вставлять фотографии и короткие видео, добавлять иллюстрации, гиф-анимацию, коллажи и просто оставлять белый лаконичный фон, если текст интересный. Я пытаюсь создать для читателей красивый мир, где они могут отвлечься от своих проблем.
Делайте красиво и честно. Первая карточка, обложка — это обещание, которое мы даем читателю. От того, насколько красивым будет это обещание и насколько честно мы его исполним, зависит настроение читателя.
Разговаривайте. Чаще всего на второй карточке в качестве завязки идет пояснение целей нарратива, начало диалога с читателем. Здесь уместна маленькая самореклама и пояснения, на что стоит обращать внимание.
Продумывайте сюжеты. В нескольких карточках должно происходить развитие сюжета. Хорошо, если они логически перетекают одна в другую и выполнены в одном стиле.
В конце нарратива обратитесь к читателю еще раз. Поблагодарите, пригласите, спросите о чем-нибудь, подведите итоги. Важно не давать читателю ощущение, что его бросили слишком рано, когда он только вошел во вкус. Обязательно убедитесь в том, что исполнили обещанное на обложке.
Подготовила Саша Новикова