Найти тему
Взгляд историка

Вендский крестовый поход. Прибалтика, 1147 г.

Здравствуй, дорогой читатель!

С конца XI в. подталкиваемая сложившимися общественно-экономическими реалиями Западная Европа начинает активную политику экспансии на восток, самым ярким ее выражением становятся крестовые походы. Главной целью европейских королевств, отправлявших своих рыцарей в Святую землю, несомненно, было заполучение контроля над Средиземноморьем - местом сосредоточения торговых и транспортных путей, регионом, вокруг которого с древнейших времен складывалась европейская цивилизация.

Однако земли Палестины и Сирии были не единственным направлением воинствующего христианизаторства. Саксонские феодалы с аппетитом посматривали на утраченные ими после ряда поражений земли полабских славян. К началу новой войны их сподвигало и воодушевление от успеха Первого крестового и похода, и двойная награда за победу: как духовная, так и материальная, ведь:

«Если крестоносцы пожелают, они могут завоевать самую лучшую страну для поселения. Хотя язычники скверны, их земля богато одарена мясом, мёдом и мукой»

И вот, на рейхстаге 1147 г. во Франкфурте, где основной темой для обсуждения было управление Священной Римской империей во время отбытия монарха Конрада III во Второй крестовый поход на Ближний Восток, также прозвучал призыв нести веру Христову и в славянские земли.

Венды (венеды) - так в средневековье немцы называли всех соседних славян, не имеющих развитой государственности. Позже название закрепилось за всеми полабскими славянами.

Такое начинание было активно поддержано саксонской знатью, в частности, наиболее влиятельными ее представителями - Альбрехтом Медведем и Генрихом Львом. Они таким образом решали свои военно-политические задачи, заполучали новые земли и отодвигали нестабильную границу со славянами. От лица церкви поход был благословлен проповедником Бернаром Клервоским.

11 апреля 1147 года последовала папская булла, содержавшая призыв папы Евгения III, уравнявшего крестовый поход против славян с крестовыми походами на Восток и Реконкистой. Папа пообещал участникам крестового похода на славян отпущение грехов и пригрозил отлучением от церкви тем, кто во имя мирской наживы не сдержит свой обет крестоносца.

Узнав о намечавшемся нападении, князь Никлот, стоявший во главе союза племен бодричей, хижан и черезпенян, предпринял превентивные меры. Будучи союзником графа Адольфа II Гольштейнского, он решил заручиться его помощью в борьбе с надвигающейся угрозой, но получил отказ. Тогда Никлот разгромил поселение немецких колонистов на Южной Эльбе, а 29 июня после трехденвной осады взял Любек (онемеченную славянскую Любицу).

Эти действия князя бодричей естественно были истолкованы как очевиднейшее проявление славянской угрозы и использованы для обоснования необходимости скорейшего карательного похода против агрессоров.

В июле 1147 г. из Магдебурга выступила часть крестоносного войска во главе с Альбрехтом Медведем и магдебургским архиепископом Конрадом I Мейсенским , и направилась в земли северных лютичей и поморян.

Славянские дружины избегали открытых сражений и отходили всё дальше в леса. Войско Альбрехта прошло через Хафельберг и Мальхов, продвигаясь на юго-восток, заняло и разграбило древний славянский город и религиозный центр - Радогощь, после чего разделилось и осадило города Деммин и Щецин. На протяжении всего похода крестоносцы несли тяжелые потери, однако и славяне не могли дольше удерживать натиск рыцарских отрядов.

Летом 1148 г. состоялись переговоры, на которых поморянский князь Ратибор согласился принять христианство, уверил католиков в своей верности и убедил их, что далее будет гораздо приятнее для обеих сторон вести миссионерскую деятельность, а не крестовые походы.

-2

Так же не радужно обстояли дела и у князя Никлота. Добившись успехов в июне 1147 г., он был остановлен вторым крестоносным войском саксонцев и датчан, во главе которого стоял 18-летний герцог Генрих Лев и бременский архиепископ Адальберт.

Отступая на восток, Никлот заперся в крепости Добин и на протяжении нескольких месяцев не только держал осаду, но и совершал вылазки. Неумелое командование крестоносным войском привело к большим потерям со стороны рыцарей, к тому же существенную помощь бодричам оказали союзники с острова Руян.

Руянцы атаковали датский флот и частично потопили его. Причем они хитро напали только на часть флота - на подчинённых правителю Свену шоненцев и разбили его, а подчинённые королю Кануту ютландцы не захотели оказать им никакой помощи.

К тому же руянам повезло - начальник флотилии Свена - епископ рёскильдский Аскер - испугался и в самом начале сражения сбежал со своего военного корабля и спрятался на торговом судне. По тексту Саксона Грамматика, "зрелищем постыдного бегства он привёл в смятение тех, кого должен был бы своим примером возбудить к мужеству в битве". Несмотря на то что значительная часть датского флота уцелела, всё же на море теперь господствовали руяне.

Датчане прекратили осаду Добина и покинули Генриха Льва. Оказавшись отрезанным от припасов, доставлявшихся датским флотом, и с малыми силами, не способными овладеть крепостью, саксонский герцог пошел на переговоры с Никлотом. Их результатом стало принятие бодричами христианства взамен на прекращение войны.

В результате первого балтийского крестового похода славяне потерпели военное поражение, однако смогли отстоять свою политическую независимость. Несмотря на то, что христианство одержало верх и был восстановлен ряд епископств, сами католические священники отмечали то, как несерьезно отнеслись сами славяне к новой религии.

Продемонстрировав силу, саксонские герцоги не добились фундаментальных успехов, а это означало, что время решающих битв только грядет.

Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!

Еще несколько ссылок на другие мои публикации:

Сигтунский поход 1187 г.
Битва на Калке. 31 мая 1223 г.
Разгром Бонусной армии, 1932 г.