Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня у нас пойдет речь о первой встрече русских князей с армией полководцев Чингисхана, произошедшей 31 мая 1223 г. Сражение с неизвестными степняками станет первым из длинной череды стычек, битв, походов, осад, разорений, восстаний, которые растянутся на период более 250 лет.
Начнем с предыстории. В 1219 г. Чингисхан вместе с сыновьями и основными силами своего войска вторгается в границы Хорезма и вскоре одолевает хорезмшаха Мухаммеда. Последний бежит от монголов и укрывается на побережье Каспийского моря. Монголы знали на примере борьбы с Кара-киданьским ханством, что бывает, если позволить своему противнику уйти, поэтому в погоню за Мухаммедом отправился многотысячный отряд под предводительством Джэбэ и Субэдэя.
Разбив противника у Тегерана и выиграв сражение у целой персидской армии, монголы получили известие о смерти хорезмшаха и остановились на зимовку у реки Аракс. Здесь Субэдэй получает приказ Чингисхана – пройти через Кавказские горы, нанести удар по половцам и вернуться в обход Каспийского моря.
В сентябре 1222 г. войска Субэдэя и Джэбэ прешли Аракс и двинулись на север через Дербент. Монголам удалось расстроить союз половцев с ясами и аланами, и, вследствие чего, позже разбить их поодиночке.
Пройдя по Северному Кавказу, монголы вторглись в кочевья половцев и разбили их в большом сражении на Дону. В бою погибли ханы Юрий Кончакович и Данила Кобякович, оставшиеся в живых половцы ушли к Котяну Сутоевичу, кочевавшему тогда между Доном и Днепром.
Хан Котян обратился за помощью к Галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому. Сопроводив просьбу богатыми дарами, он поведал о появлении нового кочевого народа в степи и назвал его «татарами».
Половцы рассказывали о силе и жестокости нового противника и предостерегали князя: «Нашу землю суть днесь отняли, а вашу заутра, пришедше, возьмут». Мстислав проявил инициативу созыва князей в Киев для решения вопроса с татарами.
На съезде в Киеве образовалась объединенная русская рать под предводительством трех старших князей: Мстислава Мстиславича Удалого, Мстислава Романовича Старого (Киевского) и Мстислава Святославича Черниговского. В походе так же приняли участие до 20 удельных князей и половецкий хан Ярун.
Русские силы собирались до конца апреля в городе Зарубе, располагавшемся на Днепре, в 50-60 км ниже Киева. Здесь первый раз произошла встреча князей с монгольскими послами, убеждавшими, что они, монголы, не трогали ни земель, ни городов на Руси, а пришли лишь покарать половцев, что нужно и русским тоже обратить оружие против этого народа. Однако уговоры кончились ничем – союз князей с половцами не распался, а монгольское посольство было истреблено.
Этот шаг имел очень серьезные последствия. По монгольским законам – Великой Ясе, убийство послов считалось убийством гостя, доверившегося тебе, и преступлением против самой природы человеческой, а значит, и против богов. Существует даже точка зрения, что это стало причиной, сделавшей необходимой в глазах монголов войну против Руси.
В оценке численности объединенного войска приводятся различные цифры: от 103 тыс. русских и 50 тыс. половцев (Татищев), до более реалистичных 10 тыс. русских и 5-8 тыс. половцев (Хрусталев). Стоит заметить, что русская рать имела чисто феодальный характер – хоть формально и был главным Киевский князь Мстислав Романович, на деле «вассалы» подчинялись только своим «сеньорам», удельные князья – князьям более крупным, в чьем подчинении они находились.
В конце апреля русские князья повели свои дружины вниз по Днепру, где встретили второе монгольское посольство. Монголы упрекали русских в развязывании войны и убийстве послов, но все же предлагали мир. Русские, несмотря ни на что, были непреклонны. Однако на этот раз послы были отпущены и донесли о твердых намерениях князей – официально война была объявлена.
В середине мая начались первые столкновения с монголами. Немногочисленные передовые отряды Субэдэя сталкивались с авангардом союзников - ратниками Даниила Романовича Волынского и Мстислава Удалого, и постоянно отступали.
Среди русских князей возник спор: Мстислав Романович был сторонником наиболее осмотрительной стратегии, считал лучшим решением не уходить с Днепра, либо продвигаться вперед, но медленно - князь справедливо опасался западни. Мстислав Мстиславич наоборот, жаждал скорейшей развязки, он не сомневался в победе и считал, что предстоящая битва будет не сильно тяжелее разгрома передовых отрядов.
Так или иначе, войска союзников шли вглубь некогда половецкой степи и 31 мая 1223 г. вышли на реку Калка. Здесь между князьями снова возник спор – переправляться через реку или остановиться на этом достаточно удобном для обороны рубеже.
В итоге через Калку переправилась дружина молодого волынского князя Даниила Романовича с половцами и завязала бой с тогда еще отступавшими монгольскими отрядами. Поначалу волынцам сопутствовала удача. За ними последовал к переправе Мстислав Удалой, вскоре атакующих поддержал и Мстислав Черниговский. Киевские полки стояли на другом берегу в нерешительности.
Субэдэй наконец дождался «ошибки» своего неприятеля и атаковал занятых переправой русских. Не став предварять бой обстрелом из луков, он бросил в бой тяжелую конницу. Отряды волынцев и половцев были быстро смяты и обратились в бегство, когда галицкая рать только заканчивала переправу и разворачивалась в боевой порядок.
Мстислав Удалой и Мстислав Черниговский оказались застигнуты врасплох силами, превосходящими их собственные в 2-3 раза. Видя бегство союзников-волынян, они сопротивлялись отчаянно, но недолго. Битва, победа в которой считалась делом решенным, оборачивалась катастрофой. Наставал черед киевской рати.
Мстислав Романович понимал, что о контратаке или организованном отступлении сейчас не может идти речи. Всё, что он успел сделать – встать укрепленным лагерем, закрывшись от монгольской конницы возами.
Осада киевского лагеря длилась 3 дня. Воины Мстислава Романовича то и дело совершали вылазки в попытках пробить себе дорогу на запад, однако все подобные предприятия пресекались монголами. Вернувшийся после погони за разбитыми на реке князьями Субэдэй решил пойти на переговоры.
Через воеводу бродников он предложил Мстиславу отпустить остатки его дружины за выкуп, обещав при этом не тронуть их и не пролить ни капли крови княжеской. У киевского князя не было другого выхода, кроме как согласиться с предложением: безысходность его положения была очевидна, к тому же в лагере кончались запасы воды. Как только русские воины начали выход из лагеря, монголы набросились на них и истребили полностью, а Мстислава Романовича и других удельных князей взяли в плен. Князья были раздавлены под деревянным настилом, на котором монголы пировали по случаю своей победы.
Остатки дружины Мстислава Удалого отступали к Днепру, где сумели сесть на оставленные ранее ладьи и подняться вверх по реке. Мстислав Черниговский отступал на северо-запад по степи и погиб во время очередной атаки преследовавших монголов.
О значении битвы на Калке до сих пор ведутся споры. Одни считают, что таким образом русские князья спровоцировали монголов на завоевательный поход. Согласно другим источникам (Рашид-ад-Дин) поход Субэдэя и Джэбэ и был завоевательным, нацеленным в том числе и на южнорусские земли, но не удался в полной мере в силу ряда причин, а позже, на курултае 1235 г., перед походом Батыя, монголы только подтвердили те же самые цели.
В сражении на Калке были потеряны лучшие войска Руси и погибли многие сильные, влиятельные князья. Русь, до этого жившая в уверенности незначительности татаро-монгольской угрозы, уверовала в непобедимость нового врага. Утратившие всякую склонность к объединению, русские князья не окажут серьезного сопротивления во время следующего прихода монголов спустя 14 лет.
Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!
Вот еще несколько моих публикаций:
К юбилею Лаврентия Берии
Как донской казак Иван Турчанинов стал американским генералом
Россия в эпоху дворцовых переворотов. Часть 3. Правление Анны Иоанновны