Найти тему
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

НЕБОЛЬШОЙ ОЧЕРК О СРАВНЕНИИ БОДЛЕРА И РЕМБО

.

Это не вошло в мою статью об Артюре Рембо, поскольку, все что я написал о Рембо, написал сжато , словно бы исходя из отведенного мне трафика с пространственными ограничениями, которые мне установило мое внутреннее я . Поэтому сказал бы отдельно о моем личном отношении к Рембо, в сравнении его с Бодлером, еще несколько слов, сделав это после написания моей статьи о нем.Начал бы я с того, что Рембо, как поэт, для меня неровен. В Рембо прослеживается взлет, затем падение, хотя к концу жизни опять очень очень, короткий взлет, чем он и отличается от более ровного Бодлера , который читается по нарастающей, (а не по наклонной как Рембо) и на котором в отличие от Рембо нет печати падения, хотя он и наркоманил, наверное еще похлеще, чем Рембо. Напротив, Бодлер пытается взлететь как плененный моряками альбатрос из его стихотворения. Бодлер пленный, и потому мятущийся, страдающий в плену мира дух. Это поэтика подъема, больного воспарения, и кружения, но не падения. У Бодлера и стихов то таких нет с печатью падения, а у Рембо такие стихи есть. Впрочем, о поэзии Артюра Рембо нужно сказать и отдельно. Говоря «о моем» Рембо, мне нравится Рембо в стихах Солнце и плоть, Офелия, Сироты, конечно же, Гласные, и его Пьяный Корабль.

Однако , есть много того что я у него терпеть не могу, как почему то, равнодушен я и к его хваленным верлибрам. Для меня Рембо сверходаренный, наверное, даже гениальный поэт , но с признаком падения. Так его и читаешь, по наклонной, (разве что удивляет в Пьяном Корабле, где он все таки взлетел. ) Напротив, вы мне не приведете ни одного стихотворения из цветов зла Бодлера с печатью падения, в отличие от Рембо. В Бодлере есть мучение , но не падение, печать зла мира и его обреченности, (как и обреченности поэта) но не провал в ад. И сочувствия у Бодлера больше, и любви и человечности, да и с сексуальной ориентацией у него было все хорошо, (правда, этому я не стал бы сейчас придавать значения.) Плохо было с жизнью, и со здоровьем, Хотя, его мучило и это, мучило все животное, связанное с тягой к женщинам. Зато его стихи к трупу лошади - крайне декадентские стихи, но где же в них падение?

Теперь приведу другие стихи в качестве примера.

Возьмите стихи Рембо о Венере, (не те стихи об Афродите, которые я приводил, а Венеру Анадиомена) или о его возлюбленных крошках для сравнения, (отдающие французской, песенной есенинщиной) и другие его стихи, умножьте это на все антихристианство Рембо. Что остается сказать, в качестве сравнения? Бодлер чистый декадент, но без дурного тона, а у более позднего Рембо уже появляется дурной тон. Впрочем, я бы даже не сказал , что Рембо был по ориентации голубым. Рембо был , скорее, бисексуальным как говорят сейчас, однако, судя по его стихам, (особенно, ранним) его тянуло, все таки, к девушкам. В конце концов, с одними девушками он мечтал целоваться, его, совсем не интересовали мужчины.

Поскольку, это следует из его же лирики.

И наверное тянуло бы его к девушкам и дальше, (и скорее всего и тянуло дальше) если бы не французские геи, которые у него сломали ориентацию, хотя, судя по всему, не до конца. С Верленом у него что-то, может быть и было. Но Рембо уже и пришел к Верлену нездоровым, (и понятно каким, он мог придти) пошатавшись по квартирам с разными типами, и вдобавок ночуя у всяких извращенцев, в периоде, котором и определяется и закладывается все главное и все дальнейшее в жизни любого человека. Так произошло и с Рембо.

Теперь несколько слов о Бодлере.

Бодлер написал гимн Сатане. Но честное слово, не внял этим стихам Сатана. Может быть потому что для Господина Люцифера Бодлер был недостаточно грешным, недостаточно подлым, или слишком уж хранимым Ангелом Хранителем, с которым Бодлер не рвал связи, и даже наркоманя не шел, не падал во зло. Ангел Хранитель хранит несчастных и небогатых... Этого не скажешь о Рембо. Все золотые монеты которые Рембо зашивал в свой пояс, (по воспоминаниям многих людей став очень жадным и алчным человеком) он даже не успел потратить, умерев в 37 лет.

Однако, это уже следующая, другая жизнь Рембо,

Это жизнь, в которой он перестал быть поэтом, если конечно им можно перестать быть, так легко превратившись из гения - в авантюриста и торговца людьми. Если бы Сатана внял гимну Бодлера, он бы точно подарил ему признание и дворец с бесплатными проститутками, зная слабость Бодлера к женщинам. Но что-то было такое в несчастном Бодлере, что отличало его от Рембо.

Что же это было именно?

Бодлер скончался в нищете, как в нищете и жил. И Рембо конечно скончался в нищете, словно бы прощенным Господом. Не случайно же он лишился ноги, видимо, для того, что бы не зайти, слишком , далеко. Артюр Рембо это конечно вызов. Дерзкий и сверхчеловечный., волевой вызов. А Бодлер не вызов, а исповедь, такая вот исповедь декадента.

Насколько она христианская другой вопрос.

Однако, в конце концов всякая исповедь - исповедь христианская, ибо жанр это христианский, да и предназначена любая исповедь для Господа. И Господь эту исповедь принял, принял ее всю. А у Рембо, конечно далеко не всю...Впрочем, это уже разговор на уровне ангелов.

Я же пишу пока что для людей.

Что еще можно сказать о Рембо и о Бодлере? Кто похож на Рембо из русских? Маяковский, и Лермонтов. Но я бы сказал, Маяковский больше. А кто похож на Бодлера? Нет таких поэтов в русской истории, разве что Петр Мамонов, даже внешне на Бодлера смахивающий, один к одному. Мне кажется, если бы Бодлер выжил, он бы стал таким же верующим как Петр Мамонов. Другой вопрос, а возможно ли это было в той Франции? Думаю, вряд ли...А в Православной России, это оказалось бы возможным.

Блажен тот кто открыл для себя Маяковского в юности, особенно, раннего.

Тот может быть, уже не увлечется Артюром Рембо - ни в подлиннике, ни тем более в плохих переводах, а если и увлечется, то увлекшись Рембо, не увлечется и многим другим, ярким, но не ведущим к добру., любви, или истине. Любящий Маяковского всегда будет этичнее человека любящего Рембо, если конечно, поймет драму его души ...

Хуже всего очерстветь в этом мире.

Иногда эстетизм, философские и психоаналитические теории, ускоряют этот процесс, что уж точно не скажешь о православной религии, обостряющей чуткость к душе, к ее вечным, и самым неизведанным тайнам. Впрочем, я высказал лишь личное мнение. Да и драму души Маяковского понять значительно сложнее, чем драму души Рембо.

На этой ноте и завершу этот очерк о Бодлере и Рембо.

Кстати, пока ехал в загородном автобусе, (возвращаясь в Петербург ) напротив меня сидел мальчик, (подросток лет пятнадцати) напоминающий образом и типом лица образ подростка моего детства, подростка эпохи начала восьмидесятых... Очень светлый, нордичный, и хорошо умеющий постоять за себя мальчик, судя по его взгляду, одежде, сложению и выражению лица .

Мужественный такой мальчик,.

Мальчик похожий на воина, и типом лица и типом одежды, словно бы из моей эпохи, из моего рабочего района, из мира моего детства. На лице его я даже разглядел след от недавней драки, уже неприметный. Он был одет в спортивную куртку и армейские ботинки, заправленные в брюки, и был блондином что ему очень шло. Мальчик скорее всего из Зеленогорска, или Сестрорецка, вряд ли из Питера .

Странно, но мне он напомнил Рембо.

Сейчас такие типы подростков редки, даже загородом, а в Питере, наверное, не встречаются совсем. Пока ехал, глядел на него как художник, как если бы я писал его портрет., вспоминая и свое детство. Что из него получится не знаю. Может быть хороший офицер, или спортсмен, но наверное, что то менее интересное, чем сейчас, (даже если он и состоится), а может быть и более интересное. Просто слишком уж выразителен.

Только Детство подросткового периода ангеличная пора.

Потом люди что-то приобретают, но и теряют. Даже такой храбрый подросток имеет что-то от образа ангела, а во взрослом мужчине ничего от ангела не остается, кроме святых, или некоторых поэтов как А. Блок, или наверное Рембо, о котором и шла речь.

Об этом я и подумал, пока размышлял о Рембо.

__________________

P. S.

Любимые строки...

Альбатрос

Чтоб позабавиться в скитаниях унылых,
Скользя над безднами морей, где горечь слез,
Матросы ловят птиц морских ширококрылых,
Их вечных спутников, чье имя альбатрос.

Тогда, на палубе распластанный позорно,
Лазури гордый царь два белые крыла
Влачит беспомощно, неловко и покорно,
Как будто на мели огромных два весла.

Как жалок ты теперь, о странник окрыленный!
Прекрасный — миг назад, ты гадок и смешон!
Тот сует свой чубук в твой клюв окровавленный;
Другой смешит толпу: как ты, хромает он.

Поэт, вот образ твой!.. ты — царь за облаками;
Смеясь над радугой, ты буре вызов шлешь! —
Простертый на земле, освистанный шутами,
Ты исполинских крыл своих не развернешь!

Шарль Бодлер