Найти тему
Катехизис и Катарсис

Роль женщин у древних Майя

Автор - Владимир Дробенков

Матери, жены, наложницы, служанки — присутствие женщины при дворе и в жизни правителя зачастую скрыто от посторонних глаз, но является необходимым и фундаментально важным. Роль женщин в майянском обществе по форме примерно соответствовала их положению в Старом свете. Однако по своей сути положение женщин довольно серьёзно отличалось. Ниже я объясню, в чём именно заключались различия и почему на Юкатане сложилась такая оригинальная картина.

Царица проводит ритуал. Йашчилан, VIII век н.э.
Царица проводит ритуал. Йашчилан, VIII век н.э.

На пути к цивилизации.

Цивилизация Майя возникла не на пустом месте. Примерно четыре тысячи лет назад кочевые племена Мезоамерики начали постепенно переходить к осёдлому образу жизни. В течение последующих двух тысяч лет происходил плавный процесс развития и превращения племенных поселений в города. И параллельно этому процессу менялась роль женщины в майянском мире.

Первоначально возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов, в свою очередь ставшего базой для создания единой языческой религиозной системы. Завершился этот процесс оформлением жреческой прослойки, ответственной за общение с божествами посредством многочисленных общественных ритуалов, и сменой отношения к женщине в рамках устоявшегося религиозного взаимодействия.

Короче, скучно. Кначалу нашей эры майя не придумали ничего нового, те же самые процессы можно наблюдать в любой точке мира в процессе перехода от голожопости к цивилизации.

А вот дальше — уже поинтереснее.

Тыква для привлечения внимания
Тыква для привлечения внимания

ЖЖенщины и религия.

Сохранив своё сакральное значение в роли «хранительниц очага» и «продолжательниц рода», женщины получили достаточно любопытное высокое место в новой религиозной иерархии. И всё благодаря астрономии.

Не секрет, что древние майя были одними из лучших астрономов своего времени. Как следствие, движение небесных тел играло серьёзное значение как в религиозной, так и в бытовой сфере. На первом плане, конечно же, были наблюдения за Солнцем-мужчиной и Луной-женщиной. Важно отметить, что ,в силу ассоциации Луны с женщиной, известны случаи, когда правители городов не могли проводить ритуалы в лунные ночи. Вместо них подобные ритуалы полноправно проводили их жёны.

Таким образом, в религиозной сфере древних майя в классический период (период расцвета) женщины не находились в подчинённом положении относительно мужчин, но дополняли их статус, действия и ритуалы. Другими словами, только объединение мужского и женского позволит воссоздать изначальный, божественный дух, победить врагов, почтить предков, вызвать дождь и пролить благодать на города и веси.

Это довольно оригинальная концепция, несвойственная большинству государств древнего мира и средневековья. Майянские женщины играли в религиозной сфере значимую роль, что позволяло им играть важную роль в других сферах государственной жизни.

Женщины — правительницы.

Овальная палетка, реконструкция. Паленке, VII век н.э. Солнечный Властелин Пакаль, знаменитейший правитель Паленке, принимает инсигнии власти из рук своей матери.
Овальная палетка, реконструкция. Паленке, VII век н.э. Солнечный Властелин Пакаль, знаменитейший правитель Паленке, принимает инсигнии власти из рук своей матери.

Майянские женщины редко становились правителями, и тем не менее известно несколько случаев, когда женщины были не просто регентами или жёнами правителей, а брали всю полноту власти в свои руки, и даже присваивали себе титул «Кало(о)мте», «Царь Царей». Точнее, «царица».

Существуют свидетельства, что царицы правили в таких крупных царствах, как Тикаль (IV век н.э.), Наранхо (VII век н.э.), Пьедрас-Неграс (VIII век н.э.), Эль-Перу (VIII век н.э.). Причём как минимум в двух случаях (Наранхо и Эль-Перу) царицы брали себе титул «Кало(о)мте», подчёркивая своё могущество и статус. И в обоих случаях будущие царицы принадлежали к более знатным родам, чем их супруги.

Раскрашенный сосуд из белого камня, найденный в гробнице в Эль-Перу, содержит как портрет, так и надпись, указывающую, что владельцем предмета была «Госпожа Водяная Лилия-Рука», как дословно переводится имя Иш-К’абель. Также на сосуде указан её титул – «Госпожа Змеиная Владычица», свидетельствующий о её принадлежности к влиятельной "Змеиной" династии.
Раскрашенный сосуд из белого камня, найденный в гробнице в Эль-Перу, содержит как портрет, так и надпись, указывающую, что владельцем предмета была «Госпожа Водяная Лилия-Рука», как дословно переводится имя Иш-К’абель. Также на сосуде указан её титул – «Госпожа Змеиная Владычица», свидетельствующий о её принадлежности к влиятельной "Змеиной" династии.

Анализируя озвученные факты, можно прийти к выводу, что положение женщин в государствах древних майя было значимым и стабильным. Женщины обладали сакральной значимостью с точки зрения религии, оставаясь при этом в центре «домовых» культов, что давало им не только защиту, но и определённую свободу воли, особенно в сравнении с женщинами Востока или средневековой Европы.

За рамками статьи остался факт монополии женщин на текстильное производство, который также добавлял майянкам возможностей влиять на свою жизнь и своё окружение.

И наконец, при определённом стечении обстоятельств, знатные майянские женщины, могли стать регентами и даже царицами. Не было непреодолимых ограничений, древние майя допускали женщин к управлению целой страной, если того требовала обстановка.

Майянские красавицы XX века.
Майянские красавицы XX века.

На этом всё.
Мнения — в комменты.
Поговорить о жизни — в личку.
Больше статей и заметок — по тегу #Дробенков@catx2.
Поддержать материально — либо на карту Сбера 4279 0140 0042 8620, либо на Яндекс-кошелёк 410017038631596.

Продолжение следует!