Найти в Дзене
Cheslav

Военная техника на Сапун-горе - морской отдел.

Сапун-гора находится на южной окраине Севастополя. В годы Великой Отечественной войны она была одним из ключевых пунктов обороны города. В память о шедших здесь ожесточенных боях на горе сооружен мемориал, в центре которого - здание диорамы "Штурм Сапун-горы", а вокруг выставлено множество образцов советской военной техники. Сегодня я расскажу об экспонатах, относящихся к военно-морскому флоту.

Самый заметный - торпедный катер проекта 123К. Как и большинство торпедных катеров-памятников в нашей стране он относится к послевоенному проекту 123К (последняя модификация в семействе проекта 123, начало которому положил катер "Комсомолец" в 1939г).

Это классические советские малые торпедные катера, обладающие очень высокой скоростью хода (но из-за этого с плохой мореходностью и слабым вооружением). Строились в Феодосии в 1951-55 гг., выпущено 205 ед.

Водоизмещение 22,5 т.; 50 узлов; дальность 450 миль (на 35 узлах); дизели М-50 - 2х1000 л.с., 2 винта; экипаж 7 чел.; Вооружение: 2 450-мм торпедных аппарата, 1х2 14,5 мм пулеметная установка 2М-5, 6 глубинных бомб БМ-1.

Катер находится в хорошем и почти комплектном состоянии (только мачта с радиолокатором отсутствует). Перед катером лежат две морские якорные мины обр.1908г, торпеда 45-36НУ обр.1939г, и авиационная донная мина АМД-1-1000.
Катер находится в хорошем и почти комплектном состоянии (только мачта с радиолокатором отсутствует). Перед катером лежат две морские якорные мины обр.1908г, торпеда 45-36НУ обр.1939г, и авиационная донная мина АМД-1-1000.

Торпеда 45-36НУ обр.1939г (калибр - 450 мм, заряд, 284 кг, скорость - 32 уз, дальность - 6 км). Такие торпеды использовались торпедными катерами, в т.ч. пр.123бис и 123К, а также являлись основными авиационными торпедами в годы ВОВ:

-3

Есть здесь и поистине уникальный экспонат - командно-дальномерный пост (КДП) с крейсера проекта 26-бис "Молотов":

-4

КДП является одним из важнейших элементов централизованной системы управления огнем крупных артиллерийсих кораблей. С помощью расположенных на нем дальномеров и визиров определяется направление и расстояние до цели, а также до всплесков своих снарядов при пристрелке. КДПЗ-6, устанавливавшийся на крейсерах пр.26-бис, оснащался тремя 6-метровыми дальномерами ДМ-6 и визиром центральной наводки ВМЦ-2:

Крейсер "Молотов" был построен в г.Николаеве, вошел в строй в 1941г, служил на Черноморском флоте, активно действовал в годы войны. В 1957г переименован в "Славу", окончательно выведен из состава флота в 1972г.
Крейсер "Молотов" был построен в г.Николаеве, вошел в строй в 1941г, служил на Черноморском флоте, активно действовал в годы войны. В 1957г переименован в "Славу", окончательно выведен из состава флота в 1972г.

Здесь же на площадке выставлены образцы почти всех советских морских средне- и малокалиберных орудий периода Великой Отечественной:

В центре - Б-13, 130-мм корабельная установка образца 1935 года.  Основная артсистема среднего калибра советского ВМФ в годы ВОВ. Эти орудия были главным калибром лидеров, эсминцев, некоторых канонерских лодок и других кораблей, а также широко использовались в береговой обороне. Масса снаряда - 33,4 кг, длина ствола 50 калибров, дальность стрельбы 139 кабельтовых (св.25 км), скорострельность 7-8 выстр/мин, расчет 11 чел. Слева - Б-34, 100-мм универсальная корабельная пушка образца 1940 года. Устанавливалась в качестве зенитной на крейсерах пр.26 и 26-бис, а также в качестве главного калибра на некоторых сторожевиках, канонерках, плавбатареях и т.д.  Масса снаряда - 15,8 кг, длина ствола 56 калибров, дальность стрельбы 119 кабельтовых (св.22 км), скорострельность 15 выстр/мин, расчет 9 чел. Справа - 90-К, 85-мм универсальная установка образца 1941 года. В основном стала использоваться уже после войны. Использовалась как зенитная на дальневосточных крейсерах пр.26бис, как главный калибр больших охотников пр.122, а также на некоторых других кораблях и береговых батареях. Масса снаряда - 9,2 кг, длина ствола 52 калибра, дальность стрельбы 15,5 км, скорострельность 15-18 выстр/мин.
В центре - Б-13, 130-мм корабельная установка образца 1935 года. Основная артсистема среднего калибра советского ВМФ в годы ВОВ. Эти орудия были главным калибром лидеров, эсминцев, некоторых канонерских лодок и других кораблей, а также широко использовались в береговой обороне. Масса снаряда - 33,4 кг, длина ствола 50 калибров, дальность стрельбы 139 кабельтовых (св.25 км), скорострельность 7-8 выстр/мин, расчет 11 чел. Слева - Б-34, 100-мм универсальная корабельная пушка образца 1940 года. Устанавливалась в качестве зенитной на крейсерах пр.26 и 26-бис, а также в качестве главного калибра на некоторых сторожевиках, канонерках, плавбатареях и т.д. Масса снаряда - 15,8 кг, длина ствола 56 калибров, дальность стрельбы 119 кабельтовых (св.22 км), скорострельность 15 выстр/мин, расчет 9 чел. Справа - 90-К, 85-мм универсальная установка образца 1941 года. В основном стала использоваться уже после войны. Использовалась как зенитная на дальневосточных крейсерах пр.26бис, как главный калибр больших охотников пр.122, а также на некоторых других кораблях и береговых батареях. Масса снаряда - 9,2 кг, длина ствола 52 калибра, дальность стрельбы 15,5 км, скорострельность 15-18 выстр/мин.

45-мм полуавтоматическая пушка 21-К. На вооружении с 1934г. В качестве зенитного и универсального во 2-й половине 1930-х устанавливалась едва ли не на всех кораблях и подлодках советского ВМФ:

Эффективность его как зенитного была низка, но благодаря компактности, легкости и надежности оно продолжало использоваться всю войну. Масса снаряда - 1,45 кг, длина ствола 46 калибров, дальность стрельбы 9200 м, скорострельность до 25 выстр/мин, расчет 3-4 человека.
Эффективность его как зенитного была низка, но благодаря компактности, легкости и надежности оно продолжало использоваться всю войну. Масса снаряда - 1,45 кг, длина ствола 46 калибров, дальность стрельбы 9200 м, скорострельность до 25 выстр/мин, расчет 3-4 человека.

37-мм автоматическая зенитная пушка 70-К. Корабельный вариант сухопутной установки 61-К. Основная автоматическая зенитка советского ВМФ в годы ВОВ, заменила собой 45-мм 21-К:

Масса снаряда -  0,73 кг; дальность стрельбы 4000 м. по самоликвидатору,  8500 - баллистическая; скорострельность - 150 (по др.данным до 180) выстр/мин, расчет 5-6 чел.
Масса снаряда - 0,73 кг; дальность стрельбы 4000 м. по самоликвидатору, 8500 - баллистическая; скорострельность - 150 (по др.данным до 180) выстр/мин, расчет 5-6 чел.

Напротив стоит еще одна 85-мм установка 90-К. Рядом с ней (справа на фото) - 37-мм спаренная зенитная установка В-11:

В-11 на вооружении с 1946г. Представляет собой спаренные автоматы 70-К, но с водяным охлаждением стволов. Устанавливалась на многих советских кораблях (в т.ч. крейсерах, эсминцах, сторожевиках), в основном постройки 1950-х гг.
В-11 на вооружении с 1946г. Представляет собой спаренные автоматы 70-К, но с водяным охлаждением стволов. Устанавливалась на многих советских кораблях (в т.ч. крейсерах, эсминцах, сторожевиках), в основном постройки 1950-х гг.

305-мм (12-дюймовые) снаряды обр.1911г с 30-й и 35-й береговых батарей. Такие же использовались линкорами типа "Севастополь". Масса всех снарядов одинакова - 471 кг. В центре - полубронебойный снаряд (61 кг взрывчатки), по сторонам - бронебойные (13 кг взрывчатки). Дальность стрельбы такими снарядами достигала 28 км:

Если верить табличке, то это практические (учебные) снаряды.
Если верить табличке, то это практические (учебные) снаряды.

406-мм (16-дюймовый) снаряд для орудия Б-37, разработанного для линкоров типа "Советский Союз". Это было самое мощное отечественное морское орудие. Масса снаряда - 1108 кг. Максимальная дальность стрельбы должна была составлять 45,6 км.

В годы Великой Отечественной войны действовало только одно такое орудие - установка МП-10 на Ржевском полигоне под Ленинградом (кстати, оно сохранилось до сих пор).
В годы Великой Отечественной войны действовало только одно такое орудие - установка МП-10 на Ржевском полигоне под Ленинградом (кстати, оно сохранилось до сих пор).

В целом состояние экспонатов на Сапун-горе обычное для подобных открытых площадок: большинства мелких (и не только) деталей нет и все залито толстым слоем краски. Но в среднем неплохо, бывает и много хуже. Имейте виду, что к информации на поясняющих табличках надо относиться с осторожностью - там много неточностей.

Координаты: 44.552, 33.5834

Проезд: автобус / маршрутка 71, 107 до ост. "Сапун-гора" (конечная). Вход на территорию мемориала свободный (в здание диорамы - платный).

В следующий раз расскажу об экспозиции сухопутной техники.