Мне очень нравится атмосфера железнодорожных вокзалов конца XIX- начала XX веков. Они были шумными, дымными и по-своему очень красивыми.
К сожалению, современники Клода Моне, известного художника-импрессиониста, думали совершенно иначе. Индустриальные пейзажи, которые он писал, вызвали к жизни даже такое высказывание:
"В общем и целом Клоду Моне удалось точно передать то крайне неприятное впечатление, которое производит на нас одновременный свист нескольких паровозов".
Для тех, кто не привык к шуму и грохоту железной дороги, такое испытание было, пожалуй, и правда не из лёгких. Но для людей, мыслящих шире и глубже, для людей творческих вокзал выглядел как место сосредоточения жизни…
Клод Моне устроил свою мастерскую прямо на вокзале. И не просто поставил мольберт и взял в руки кисть, но… договорился с директором вокзала. О чем же? О том, например, чтобы тот мог задержать поезд (ведь хорошее освещение может и не совпасть со временем отправления состава). Или очистить перрон. Или напустить нужное количество дыма...
Клод Моне в то время уже получил признание, а потому мог диктовать свои условия...
Картина "Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда" утопает в дыму, исходящем из трубы паровоза. Дым этот поднимается прямо под стеклянный купол, отталкивается от него и снова устремляется вниз. Молочно-голубой, сиреневый, синеватый – цвет его то и дело меняется в зависимости от освещения… И тут мы видим, что не только в дыму утопает вокзал, но и в свете. Свете, проникающем через стеклянный потолок, сквозь резные переплетения изящных колонн; свете, приходящем с шумной улицы за вокзалом...
Все это делает картину удивительно лёгкой, почти нереальной. И единственное, что выглядит в ней настоящим – это коричневая земля и уходящие вдаль, блестящие под солнцем рельсы. Именно они, на мой взгляд, дают картине опору. Суть же её – под потолком, там, где слились в танце дым и пронзающий его свет...
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: