Американские кинопрокатчики констатировали, что в 2019 году посещаемость кинотеатров упала более чем на 8 % по сравнению с прошлым годом. Этот факт, также как и все больший рост популярности стриминговых сервисов, заставляют кинотеатральные сети задумываться о новых способах привлечения зрителей в кинотеатры.
Показатели этого года не говорят о том, что зрителям перестал быть интересен формат широкоэкранных кинотеатров как способ просмотра киноновинок. "Мстители: финал" стали самым кассовым фильмом в истории кинопроката. А другие проекты компании Дисней "Король лев" и "Алладин" легко перешагнули за порог миллиардных сборов.
Однако разрыв между фильмами-хитами и всеми остальными лентами становится все больше и больше. Люди предпочитают приходить в кинотеатр только для просмотра блокбастеров, тогда как драмы и комедии собирают все меньше и меньше зрителей в кинозалах.
Для решения этой проблемы кинопрокатчики задумываются над созданием дисконтной программы по покупке билетов. Аналогично тому, как зрители платят за подписку на Netflix и других стриминговых платформах, кинотеатры хотят создать армию "подписчиков" на походы в кинотеатры. Одна из тестируемых моделей предполагает продажу ежемесячной подписки стоимостью 20-24 доллара, имея которую зритель сможет посещать кинотеатр 3 раза в неделю. При том, что средняя стоимость билета в Америке сейчас равняется 9 долларам, это очень выгодное предложение. Оно должно заставить зрителей посещать кинотеатры чаще одного раза в месяц. Но кинопрокатчики и кинокомпании опасаются того, что позволив зрителям посещать кинотеатры так часто, как им захочется, они в итоге столкнутся с уменьшением выручки.
Сторонники этой модели подчеркивают, что фанаты кино обычно посещают кинотеатры с друзьями и родственниками. У них может и не быть подписки, поэтому приведенные подписчиками зрители будут оплачивать полную стоимость билетов. К тому же посещение кинотеатра всегда связано с выручкой, которую зрители оставляют в кинобарах. Однако остается открытым вопрос, смогут ли фанты кино привести с собой достаточное количество визитеров и купят ли они достаточное количество газировки и попкорна, чтобы эта модель оказалась жизнеспособной.
Другой подход к решению проблемы пустых кинозалов - введение гибкой ценовой политики на кинобилеты. AMC запустила эксперимент в четырех городах - в кинотеатрах этих городов билеты на разные фильмы будут иметь разную стоимость. Высоко ожидаемые киноновинки будут продаваться дороже, а билеты на менее крупные проекты будут продаваться на пол-полтора доллара дешевле.
Гибкая система ценообразования отлично работает в сферах продаж билетов на авиаперелеты и бронирование гостиниц. Казалось бы логичным ее применение и при продаже кинобилетов. Однако базовый закон экономики - продавать дороже то, что пользуется спросом и продавать дешевле то, что менее интересно покупателям - может сыграть злую шутку для кинопроката.
Низкая цена на кинобилет может стать маркером для зрителей, указывающим на то, что фильм недостаточно хорош. К тому же не существует объективных оснований для того, чтобы заранее определять ту или иную киноленту как не имеющую потенциала для крупных кассовых сборов. Если бы в прошлом году эта система работала, то кинопрокат потерял бы огромную сумму денег, продавая дешевые билеты на неожиданно ставшие хитами "Тихое место" и "Мег: монстр глубины".
Еще одна стратегия - это уменьшение стоимости билетов на фильмы, которые идут в прокате вторую неделю. Такое ценообразование вполне привычная практика для российского кинопроката, однако в Америке к такому подходу относятся скептически. Кинопрокатчики опасаются, что снижая стоимость на фильмы, долго идущие в прокате они мотивируют кинотеатральные сети быстрее снимать с проката фильмы. А с другой стороны, приучают зрителей к выжиданию и посещению кинотеатров с меньшими затратами. Это в конечном итоге обернется для кинопроката еще большим падением выручки, а не к ее росту.
Так или иначе, киноиндустрия остро нуждается в создании новых моделей и стратегий привлечения зрителей в кинотеатры. Станет ли уменьшение стоимости билетов на пару доллар выходом из проблемы пустующих кинозалов - маловероятно.
Источники информации variety 21/08 и variety 18/07
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки )