Найти в Дзене

"Мечтают ли андроиды об электрических овцах?" Филипа К. Дика

Когда-то был такой фильм, «Бегущий по лезвию». Снимал его Ридли Скотт, в главной роли Харрисон «Хэн Соло» Форд. Фильм был неплох, сейчас он считается культовым, даже несмотря на все свои заморочки и проблемы (а при съёмках их было немало – до сих пор о концовках спорят, и о том, был ли герой Форда репликантом). У фильма своя мрачная стилистика – «нуар-антиутопия», и по некоторым косвенным отсылкам, действие происходит в той же Вселенной, что и «Чужой». Но, это всё о фильме… Снят же он по книге Филипа Киндреда Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?». И хотя сюжетная канва фильма и книги примерно одинакова, фильм и книга показывают события с совершенно разных точек зрения, порой вплоть до диаметрально противоположных…

Постер фильма
Постер фильма
Американское издание книги
Американское издание книги

В фильме, Земля, где происходит всё действие, ничего такого мрачного и антиутопичного из себя не представляет. По крайней мере, в фильме нет ни слова о том, что произошла глобальная ядерная война, мир заражён до такой степени, что тем, кто решается на эмиграцию в колонии (на другие планеты), выплачивают очень хорошие «подъёмные» и даже предоставляют андроида в помощь. Самое интересное, что о технологиях производства этих андроидов автор не упоминает до середины книги, и лишь из косвенных сведений удаётся понять, что это – искусственно созданные люди, репликанты, которых можно отличить от людей лишь при кропотливом медицинском обследовании или при помощи специального теста, который тоже не даёт стопроцентно точных результатов.

Но и с эмиграцией с Земли не всё так просто – нужно иметь идеальное генетическое здоровье. Там, в колониях, разного рода мутанты и люди, не способные иметь здоровое потомство, не нужны. Таким выезд с Земли, как правило, запрещён. Среди людей популярны генераторы эмоционального состояния – «пенфилды», при помощи которых человек может «откалибровать» своё состояние от безудержного веселья и постоянного оптимизма, до чёрной меланхолии и стопроцентной депрессии (зачем это надо – непонятно, разве что использование в качестве замены наркотикам). Также, из-за того, что многие не могут иметь детей, популярны и так называемые «генераторы эмпатии», где человек, подключаясь к некой виртуальной программе, может сочувствовать и сопереживать другим людям через страдания. То есть, человек чувствует, что он поднимается вверх по какому-то склону, в него летят камни и булыжники, они его ранят – а человек всё это сопереживает вместе с другими людьми, которые в данный момент подключены к системе. Это называется «мерсеризм» – по имени Уилбура Мерсера, человека, «в шкуру» которого они попадают, подключаясь к системе. По легенде он мог оживлять животных, боролся с вымиранием, но у него отняли эту способность, облучая его мозг кобальтом.

Главный герой – Рик Декард, работает в специальном подразделении полиции, занимаясь отловом «беглых» репликантов – тех, кто по какой-то причине, убил людей в колониях и решил вернуться на Землю. По большому счёту, Декард – «охотник за наградой», который работает на Полицейское Управление. Ему передают список целей и награду за них – а он просто «работает» по ним – и получает премии. Работа это опасная и сложная – репликанта надо отличить от человека, да и реакция с физической силой у них сильно лучше человеческих. Так что, Декард получает свои деньги не зря.

И вот эта «охота», которой посвящена книга. Самая сложная – и последняя охота для Декарда. Чтобы выследить и ликвидировать шесть репликантов с мозгом типа «Нексус-6», Декарду придётся пересмотреть свои взгляды, заглянуть внутрь себя и проверить себя на прочность. Только так он сможет понять – хватит ли у него сил выполнить задание и остаться собой. Книга сильно завязана на эмпатии (репликанты к ней не способны – это наглядно показывает эпизод с пауком в квартире Джона Исидора), и заставляет прочувствовать всю жестокость репликантов даже читателя.

Теперь о фильме. Фильм снят очень красиво – хороший визуальный ряд, музыка от Вангелиса, интересные актёры (Харрисон Форд в роли Декарда, великолепный Рутгер Хауэр в роли Роя Батти, Шон Янг в роли Рейчел). Сюжет фильма близок к оригинальной книге, но имеет ряд отступления – например, всю линию с эмпатией и «пенфилдами» полностью убрали, равно, как и «мерсеризм» и телешоу Бастера Френдли, где все участники и гости студии были репликантами. Убрали и линию с домашними животными и их имитацией, хотя в книге она была одной из сильнейших. Теперь основным вопросом фильма является – «Репликант – или нет?». По сюжету, к концу фильма, сам Декард сомневается, человек ли он… Фильм очень хорошо снят, в мотивациях героев не приходится сомневаться, а финальный монолог Роя Батти часто цитировался во многих фантастических произведениях.

Рой Батти
Рой Батти
Рейчел
Рейчел

Несмотря на всё вышесказанное, фильм провалился в прокате, но обрёл статус культового. Он был столь хорош, что в прошлом году было снято продолжение, «Бегущий по лезвию – 2049».

Стоит ли смотреть фильм и читать книгу? Определённо – да. Если Вам нравится хорошая, качественная научная фантастика, если нравятся книги, где герой не только палит налево-направо, но и решает некие моральные и прочие проблемы – значит, и книга и фильм совершенно точно, для Вас…

А с Вами был Алексей Аряев. Смотрите хорошие, качественные фильмы, читайте хорошие книги. Ставьте Ваши «королевские лайки», подписывайтесь на мой канал – а я дальше буду писать интересные материалы.