Недавно я вернулась из Лондона, где практически безвылазно проводила время в Нацональной Галерее – богатейшем собрании живописи. На днях я рассказывала про Дега в её коллекции, а сегодня очередь Рембрандта.
В 1635 году прославленный нидерландский мастер Рембрандт Ван Рейн создал одну из самых известных своих картин – «Пир Валтасара». Его консультировали раввины еврейской общины Амстердама, а сюжет он почерпнул в книге пророка Даниила:
«Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его». В момент совершения этого кощунства «вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского». «Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое».
Во всём царстве нашёлся только один человек – Даниил из пленных иудеев, – который мог расшифровать начертанное. «Мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам». В ту же ночь Валтасара убили.
Это не самый популярный в живописи библейский сюжет – то ли дело Святое семейство или Юдифь с головой Олоферна, – и Рембрандт гениально этот сюжет срежиссировал.
Картина раскрывается перед нами постепенно. Первым делом вслед за полным ужаса Валтасаром смотришь на руку, из ниоткуда явившуюся в воздухе. Тьму, характерную для северной живописи, она взрезает светоносными буквами. Потом взгляд падает на льющуюся из драгоценного кубка воду. Сколько бы власти ни было у Валтасара, он не в силах обратить её в вино.
Лишь потом обращаешь внимание на то, что занимает центр полотна – роскошную мантию земного правителя, потрясающие своим великолепием золотые вышивки, подбитые мехом и инкрустированные драгоценными каменьями. Всё это должно бы ещё ярче вспыхнуть в падающем справа свете, но вместо этого тускнеет и блёкнет – материальное богатство конечно, а духовного Валтасар не нажил.
Наконец последним проступает из темноты инфернальный ангел. Он единственный ломает четвёртую стену и смотрит прямо на нас таким страшным взглядом, что внутри всё сжимается. Это явно неотмирное существо, и его легко не заметить. Наверное, когда в хоррор-фильмах звучит тревожная музыка, это вот такой ангел дудит в свою дудочку за кадром. Признаюсь честно, сколько раз я видела эту картину в репродукциях, но ангела заметила только в музее. И то не сразу.
А вы замечали ангела до моей подсказки?
Читайте также:
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!