«Дагон» – рассказ Филлипса Говарда Лавкрафта, написанный в июле 1917 и впервые опубликованный в 1919 году.
Я не считаю его лучшим произведением автора или даже одним из лучших: в его библиографии есть более впечатляющие работы, такие, как например Тень над Иннсмутом или Ужас Данвича.
Тем не менее, этот небольшой рассказ, а прочитать его можно всего-то за десять – пятнадцать минут, содержит центральную идею творчества Лавкрафта: полную беззащитность и ничтожность человека перед космогоническим ужасом и мощью Древних Сил, по сравнению с которой - все технологические достижения человечества, все его верования в Бога и самого себя – не более чем пыль, сметаемая с доски Великой Игры, случайным дуновением ветра.
Сам рассказ – предсмертная записка моряка, волею судеб узревшего одного из меньших божеств пантеона мифов Ктулху – Дагона, покровителя Глубоководных – вымышленной расы разумных амфибий, развернутое описание которых можно встретить в другом, более позднем и, на мой взгляд, куда более сильном произведении Лавкрафта – Тень над Иннсмутом.
Рассказ «Дагон» начинается с характерного для Лавкрафта вступления, а именно – описания персонажа, но не его внешности, а душевного состояния. Безумие, паника, невероятное потрясение, полностью сломленный дух – сильно контрастируют с эмоциями персонажей других авторов, в произведениях которых главные герои, столкнувшись с чудовищными испытаниями или ужасами, не теряют стойкости духа и разума.
Для персонажей Лавкрафта встреча с неизведанным древним злом оборачивается не очередной возможностью лениво поиграть мускулами, найти клад или спасти принцессу, а почти гарантированной гибелью, причем в первую очередь – гибелью разума.
Вот и герой рассказа сразу признается в своей слабости, безумии и отчаянном положении, в котором он оказался после той роковой встречи на острове.
Он нищ и слаб. Единственное, что хоть как-то оберегает его от кошмаров – это морфий, от рабских оков которого может избавить только смерть.
После описания персонажа, мы получаем схематичную, буквально в паре предложений, завязку сюжета: во время Первой Мировой Войны главный герой служил на пакетботе, который вскоре был захвачен немецким рейдером. Далее, в общем, не прилагая особых усилий, герой уводит лодку с водой и провизией, и начинает свое длительное, как ему тогда казалось, морское путешествие.
Видно, что данная часть рассказа не особо интересна как самому автору (ибо украсть лодку с провизией с немецкого рейдера – это надо постараться), так и читателю – пролетает она уж очень сумбурно и быстро, да и Лавкрафта мы ценим не за это.
Впрочем, вернемся к нашему герою.
Абзац с описанием многодневного дрейфа также можно пропустить: фактически – это просто филлер, который подводит нас к главному блоку в рассказе.
А вот и он.
Примечательно, что изменения происходят во время сна: тема ночных кошмаров и видений, порождаемых встречей с чудовщием или предчувствием столкновения с ним, частый гость в творчестве Лавкрафта.
И так главный герой просыпается и обнаруживает, что его почти на половину засосало в какую-то непонятно откуда взявшуюся трясину, а лодка, которую он так ловко свистнул у немцев, находится на некотором отдалении от персонажа. Удушливый запах гниющей рыбы дополняет жуткое впечатление от увиденного пейзажа.
Контраст с морем, синонимичным с привычной картиной мира, и непонятно откуда взявшимся зловонным болотом, прослеживается достаточно явно. Мы, вместе с персонажем, словно пересекаем эту невидимую границу «нормального», срываясь в обрыв ужаса перед столь резким и порочным разрушением нашей реальности.
Впрочем, для создания аналогичного контраста в эмоциях, нас тут же успокаивают: никакой магии в том нет: сильное извержение вулкана подняло часть океанского дна, открыв любопытному взгляду путешественника то, что было сокрыто под толщей воды многие тысячи, а возможно и миллионы лет.
И выход один: дождаться пока почва подсохнет и найти удобный спуск на краю образовавшегося острова, для того чтобы спокойно уплыть с него.
Далее следует тягучее, по-настоящему Лавкрафтовское описание острова, не лишенное любви к гигантизму и мистике: все эти «бездонные карьеры», «черные глубины», «гигантские каменные глыбы», «крутые обрывы» словно – цитата «… я стою на краю мира и заглядываю в бездонный хаос вечной ночи» - показывают ничтожность и слабость человека, перед равнодушным ликом Вселенной, именно тогда, когда технический прогресс, казалось бы, должен был сделать из него Бога.
Кульминация рассказа – это изучение персонажем древнего монолита, порожденного не силами природы, а трудом разумного существа и, конечно, встреча с самим Дагоном.
Монолит – покрытый резьбой и надписями, словно насмехающийся над всей человеческой историей, рассказывающий о быте глубоководных, их верованиях и божествах, цитата: « Охваченный благоговейным страхом, который вызвала во мне эта неожиданно представшая моим глазам картина прошлого, по дерзости своей превосходящая концепции наиболее смелых из антропологов, я стоял в глубоком раздумье, а луна отбрасывала причудливые блики на поверхность лежащего предо мною безмолвного канала.».
Ну а дальше главный герой встречается с Дагоном и тут, вместо тысячи слов, лучше привести цитату из самой книги: «Затем вдруг я увидел его. Поднявшись над темными водами и вызвав этим лишь легкое, почти беззвучное вспенивание, какой-то необычный предмет плавно вошел в поле моего зрения. Громадный, напоминающий Падифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки. Наверное, в тот самый момент я и сошел с ума.»
Обезумевший от увиденного, герой спешит к своей лодке: оказавшись рядом с ней он, вскоре, впадает в беспамятство.
Очнется он в госпитале Сан-Франциско, куда его доставит капитан американского корабля, подобравший лодку в океане.
И далее, до конца, до самоубийства героя, мы наблюдаем еще одну характерную черту в творчестве Лавкрафта: медленное сползание персонажа в пучину безумия, порожденную встречей с неведомым, и абсолютное незнание, непонимание и даже неприятие со стороны окружающих.
Они словно живут внутри хрустального шара и не осознают, какие ужасы обитают за столь хрупкой оболочкой привычной реальностью, и как легко этот мир может быть разрушен или порабощен ими.
Человек, познавший огонь, пар, сталь, порох, покоривший небо и уже алчущий космоса, возомнил себя царем Вселенной, не понимая, насколько она жестока к подобным глупцам и что люди – всего лишь пыль в дальнем уголке ее дома.
Осознание этого – приводит к безумию.
Безумие приводит к гибели – не важно, телесной или духовной.
Так что в итоге?
Обязательно ли читать данный рассказ или нет?
Мое мнение, если вы не являетесь большим поклонником творчества Лавкрафта и не задались целью прочитать непременно все его произведения, а хотите просто ознакомиться с его книгами, то я рекомендую выбрать такие произведения как Тень над Иннсмутом или Ужас Данвича.
Они больше по объему, но при этом, лично на мой взгляд, интереснее и целостнее Дагона.
Впрочем выбор, как и мнение, всегда остается только за вами: всегда сомневайтесь, всегда думайте.
Ну а на сегодня все!
Надеюсь, что вам понравился данный обзор: вы можете написать в комментариях, какое произведение Лавкрафта, а может не обязательно его, разобрать в следующий раз.
До новых встреч, пока!