.
Генрих Фон Клейст - один из самых значительных немецких романтиков. Не смотря на свою короткую и несчастную жизнь, (1777-1811) Клейст создал ряд самых оригинальных пьес, новелл, и статей. Однако, справедливости ради , следует отметить, что Клейст так же и один из маргинальных авторов 19 столетья, столь мало похожий на своих соратников по Романтизму, что ни один из них не признал Клейста при жизни . Особенно, надменно и резко отзывался о Клейсте Гете, называвший его на редкость безвкусным и пародийным автором. Не смотря на то , что оценка Гете (не оценившего так же и Гельдерлина) была субъективной, у Гете были причины не любить или не понять Клейста. Если Гете был классиком, (ставший им практически уже при жизни), Клейст был молодым и мятущимся бунтарем. Полной противоположностью Гете был даже не Гельдерлин, а Клейст. К слову сказать, один Гофман при жизни смог оценить Клейста, (или во всяком случае сочувственно отнестись к его произведениям и личности), а больше никто из его современников. Клейста признали лишь в 20 веке, особенно Клейст стал любим в среде немецких национал-социалистов. Так, Альфред Розенберг писал, что духу немецкого национал-социализма ближе Гете с его гуманистическими устаревшими идеалами - мятущийся, и трагичный Клейст, выражающий подлинно арийскую, нордическую душу.
Очень любил Клейста и Геббельс, (даже защитивший по Клейсту докторскую степень, если иметь в виду его диссертацию по романтической драме.) Символичным является и то что и Гитлер и Геббельс, и ряд некоторых других главарей Рейха предпочли выбрать ту же смерть, которую выбрал и Клейст. Клейст как известно, совершил двойное самоубийство, пристрелив вначале свою подружку (по ее согласию), а потом застрелился и сам, на прощанье оставив записку своим современникам, что "то что мне нужно, в земном мире нет". Интерес к Клейсту проявляли и психоаналитики, и психатры всех толков. А в России очень ценил Клейста Мандельштам.Это о Клейсте он написал свои знаменитые строки, "и за Эфес его цеплялись розы, и на губах его была Церера". Обожала Клейста и Елена Шварц, (одна из самых значительных фигур в области петербургской поэзии), и как ни странно, жаловала Клейста и советская власть, издавшая его сборник в 70х годах, (который я , весь день, и перечитывал вчера.)
Литературоведы СССР подняли Клейста на знамя гуманизма.
Завершая образ Клейста в самых начальных,или общих чертах,( дающих минимальное представление о Клейсте, прежде чем, совсем немного коснуться его произведений), я бы заметил, что Клейст мало похож на типичных представителей Романтизма 19 века. С одной стороны Клейст ближе к Мисиме, а с другой стороны к Арто, с этими авторами Клейста сравнить было бы правомернее. Так же следует заметить, что Клейст (как и Фихте) был одним из первых немецких националистов , во всяком случае, на германском национализме он и окончил свою жизнь. Может быть Клейст, не самый великий, но самый яркий, и довольно трагичный автор, если не упомянуть о том, что Клейст был и самым одиноким романтиком и писателем Германии, хотя, одиноким романтиком Клейст остается и сейчас.
Теперь , вкратце коснусь тех, или иных произведений Клейста.
Чем интересен Клейст? Своим театром, и драматургией. Так в пьесе Пентесилея - Клейст обыгрывает Гомера, с потрясающим напором описывая историю царицы амазонок, влюбленной в Ахилла, которая его преследует. Это весьма странная любовь, с чертами ненависти. Героиня то спасает Ахилла, то стремиться его убить. Ей нужен Ахилл в качестве поверженного ею воина, за которого бы она тогда и вышла замуж. В этой пьесе есть сцена возмутившая современников Гете, за то восхитившая психоаналитиков, (сцена, когда в поединке с Ахиллом, любящая амазонка выпускает на Ахилла собак, и вместе с ними начинает кусать Ахилла и сама, как одна из собак.) Сцена, конечно же натуралистичная, (особенно для 19 века), зато выразительная. В конце концов главная героиня погибает сама, однако не отказывается от своей любви к Ахиллу, (ради которой она преступает через закон, и кодекс чести амазонок), и умирает непобежденной.
Что такое смерть для Клейста?
Смерть для Клейста не столько выход, сколько победа - ценой поражения. Ты не отказался от своей любви перед смертью, значит, тебя в конце концов никто и не победил. Как оценивает сам Клейст действия и любовь своей амазонки? Положительно, и во сяком случае, если не с восхищением, то сочувственно. Ну, натравливает нечастная женщина собак на своего возлюбленного, но она ведь не просто же несчастная женщина, а несчастная амазонка. А несчастной амазонке можно вместе с собаками кусать своего героя. Да и возлюбленный ее, не какой-нибудь изнеженный аристократ, а Ахилл.
Такой сильный мужчина не только укусы собак выдержит, но и укусы амазонки…
Сочувственно Клейст относится и к другому своему персонажу, Кольхасу, поднявшему бунт против зажиточных феодалов. Пусть он и преступает человеческую меру, в своем мятеже доходя до откровенной жестокости, (и Клейст это сам прекрасно видит и понимает), однако виноват в этом не герой, а безнаказанные феодалы, сами и спровоцировавшие Кольхаса на то, что бы стать тому, преступником, пока его, в конце концов, не казнили.
Произведения Клейста весьма и весьма кровавы.
На убийства и смерти своих героев Клейст как никто из других Романтиков, щедр. В этом смысле Клейст похож даже не на Шекспира, а скорее, на Арто, а духовным максимализмом, и тягой к смерти, на Мисиму. С другой стороны, Клейста не тяжело читать, (в отличие от некоторых романов Достоевского, Ибсена, или Кафки), трагичность всех произведений Клейста оттеняет юношеская поэтичность, и какая-та гениальная наивность, с которой он придумывал свои трагичные сюжеты и развязки, которые при жизни никто не оценил. Клейста, оценили спустя век, после его смерти.
Уже не одни только психиатры, проявившие интерес к Клейсту, до литераторов.
Что можно сказать о сегодняшнем отношении к Клейсту в Германии ? В наши дни Генрих Клейст сейчас считается великим автором и в Германии и во всем мире. В наш век, выпускаются марки с его именем, существует довольно престижная литературная премия имени Клейста, и как можно заметить, интерес к Клейсту (начавшийся в 20 веке) лишь растет с каждым новым переизданием его произведений. С чем связан интерес к Клейсту сейчас?
Об этом, чуть ниже.
Если же выразить мое личное отношение к Клейсту, Клейст в моем понимании, не столько велик , сколько зашкаливающе-трагичен (без преувеличений) , запредельно энергичен в своем напоре, и в хорошем смысле психопатично-шизоиден.Этим Клейст, собственно и привлекает, и как ни странно, возможно, этим он и современен, и актуален. В отличие от другого северного романтика Ибсена, Клейст не жесток и не безжалостен, а скорее максималистичен, и бескомпромиссен в своих оценках, как и в своем понимании – и любви и свободы.
Что можно сказать еще интересного о Клейсте?
Есть у Клейста довольно интересная статья, написанная незадолго до смерти. В этой статье Клейст доказывает, что танцующие марионетки в театре - лучше живых и танцующих людей. Казалось бы это парадокс. Однако, дело в том что кукла с ее зафиксированным центром тяжести, не способна жеманиться ,(пишет Клейст), когда как человек лишен своего естественного, собственного центра. К тому же кукла, невесома и не привязана к миру, в отличие от человека которого тянет к земле.Вряд ли Клейст писал эту статью серьезно, скорее он писал ее просто из вызова, хотя, в статье ощущается не только вызов, но и романтическая ирония автора.
Но и в его иронии была и есть доля серьезного.
Возможно, и герои Клейста есть такие же марионетки неведомых сил, послушно движущиеся за собственными чувствами и страстями., исполняющие трагичный танец над бездной смерти. Хотя конечно же люди в отличие от кукол наделены свободой и любовью. И вряд ли Клейст (так воспевший Свободу и Любовь), это стал бы отрицать.
Еще Клейст в чем то близок к Арто, но есть и меж ними разница.
Арто все таки модернист, и сюрреалист, когда как Клейст, чистый Романтик, (хотя и Романтик маргинальный.) К тому же, Клейст все таки гуманист, (за что его так и любили в СССР) хотя и весьма трагичный и пессимистичный. Права личности - и ее притязания на Любовь и Свободу вот что Клейст стремится утвердить. И в этом смысле, Клейст опять же очень современен.
К примеру, Арто конечно же не отнесешь к гуманистам, даже трагичным.
Трагизм Арто - трагизм богооставленности я лишенного доверия даже Богу, поэтому, у Арто остается только театр тела, когда как для Клейста - жива и бессмертна душа. Однако, роднит двух драматургов - запредельный экспрессионизм, и некоторая натуралистичность, но прежде всего, то самое бессознательное влечение к смерти, позднее, открытое Фрейдом. За это влечение к смерти, ( антигуманизм, или, вызов гуманизму), его и ценили в Германии тридцатых, национал –социалисты, Альфред Розенберг, и Геббельс.
А в СССР Клейста ценили , напротив, за его гуманизм.
Что еще можно добавить о Клейсте? Клейст очень увлекался философией, особенно увлекал его Кант, хотя в силу склада своей личности, Клейст и Канта понял иначе, чем понял его например Гете. В отличие от Гете, Клейст понял Канта натуралистично и трагично. Человек ничего не может знать, и ни на что надеяться , что бы знать, так, (или примерно, так), и понял Канта, Клейст.
Клейст в конце концов вечный юноша.
И может быть, и автор больной. И скорее всего и человеком в жизни, он был нездоровым и депрессивным. Но все таки если, даже Клейст и был больным, то без патологии, во всяком случае, явной, хотя и с симптомами и романтической и жизненной, обреченности. Все таки, это был 19 век, хотя и не такой век золотой, (каким мы его представляем) а век скорее сложный.
Во всяком случае, это противоречивый век.
По сути Клейст, и мог стать лишь жертвой этого мира, этого века, и существующего миропорядка. Однако, особенностью Клейста можно назвать и то что будучи ближе к 20 веку, Клейст остается большим Романтиком, а не Декадентом, или Сюрреалистом.
Правда, романтиком уже поздним, и близким – и тому и другому.