Гибралтар – «Колыбель истории». Так написано на монументе, расположенном у въезда в эту Британскую территорию.
Но здесь есть какой-то подвох и преувеличение, ведь колыбель – это место для детей, а Гибралтар это земля, которая неоднократно за свою историю знала гром пушек, а его жители нюхали запах пороха.
Конечно, не стоит исключать роль Гибралтара как значимого геополитического места на карте Мира, ведь Гибралтар это ворота (ключ) в Средиземное море. Он и сейчас не утратил своего значения, так как здесь осуществляется заправка судов, входящих и выходящих из этого водоёма.
В эту маленькую заморскую территорию Британии я приехал из испанского города Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, точнее не приехал, а пришёл пешком. Я принципиально не стал испытывать судьбу, заезжая сюда на автомобиле, и сделал ставку на свои ноги. Иногда так нужно делать.
Границу прошёл без труда. В паспорт поставили гибралтарский штамп.
Далее, я перешёл взлетно-посадочную полосу (ВПП) местного аэропорта и отправился в город.
ВПП аэропорта Гибралтара пересекает автомобильная дорога. Ввиду того, что территория очень маленькая, здесь пришлось совместить транспортные коридоры автомобильного и авиа транспорта.
Ещё одной особенностью ВПП является то, что часть её расположена в море.
Я напомню, что площадь Гибралтара очень маленькая, всего 6,5 км2 и это с учётом территорий, отвоёванных у моря. Сразу скажу, что мне так не показалось, с учётом того, что я потратил на него около 10 часов.
Пройдя ВПП, кварталы современной застройки, стены крепости и площадь, я оказался в городе, среди старой улицы Мейн стрит.
По большей части, Гибралтар представлен сетью старинных укреплений, крепостных стен, пещер, туннелей и замаскированных под скалы вертикальных ходов (или лестниц), спрятанных в искусственные вертикальные туннели-шахты.
Кажется, что эта территория до сих пор готовится к войне и ждёт её, чтобы раскрыть свой военный потенциал.
Архитектура территории выстроена в британском стиле. Её подчёркивают красные телефонные будки, почтовые ящики и мусорные урны.
Всем нам известны британские телефонные будки.
В Гибралтаре ощущается британская унылость, навевающая одиночеством.
Гуляя по городу, я представлял себе далёкие британские острова, на которых нет деревьев, но живут люди. За счастье таким солдатам британской империи в награду лишь зелёная трава и редкие суда, проплывающие мимо, чтобы забросить провиант.
Я представлял себе одинокого смотрителя маяка, грусть и далёкий Британский остров Тристан да Кунья со столицей-посёлком, имеющим романтическое название Эдинбург семи морей. Многие отчаянные туристы-одиночки мечтают высадиться на Тристане, но это не всегда получается из-за отсутствия порта и больших волн.
Представлял я себе и остров Ротманова, а также пограничников, живущих на нём, волны Беренгова пролива и вечный холодный ветер.
Отчасти такие ассоциации поддерживал зелёный цвет, мелькавший в моей голове, которым обозначают Гибралтар на картах.
Я шёл в ботанический сад, в котором растут засухоустойчивые растения, кактусовидные деревья и прочая растительная дикость.
Вход в парк украшен британской королевской символикой и старыми пушками.
Учитывая, что в Гибралтаре постоянно жарко, то сад, с его ручьями и деревьями прекрасная отдушина для жителей территории.
Из сада я отправился на обзорную точку, расположенную на Гибралтарском гребне.
Мне нужно было зайти на неё, чтобы сделать несколько красивых фотографий.
Я шёл мимо жилых домов, которые расположены вдоль западного склона, полосой кварталов в несколько улиц.
По пути меня обгонял Ирландец, по имени Волтер. Он шёл на трек, и я предложил ему идти вместе, раз уж мы идём одной дорогой.
Волтеру было 70 лет, но выглядел он очень бодро и весело.
Мы подошли к небольшой будке, которая являлась КПП в национальный парк Гибралтара.
Заплатив за вход, мы свернули с асфальтовой дороги на каменистую тропу, которая вела вдоль моря.
Нам открылся замечательный вид на мыс Европа.
Восточная сторона полуострова очень крутая, градусов 70-80, но иногда скалы нависают, и кажется, что они могут свалиться на тебя.
Крутые склоны, по которым мы поднимались, были оборудованы неприглядными ступеньками и бетонными лестницами с деревянными поручнями. Передвигаться здесь довольно тяжело.
Под ногами валялся толстый силовой кабель, и казалось, что если я нечаянно наступлю на него, то меня ударит током, и я поджарюсь.
По пути попадались дохлые птенцы и летучие мыши.
С восточного склона было видно, что вдоль восточной части территории проходит автодорога выходящая из туннеля и ведущая в район Каталан Бэй. В нем расположено несколько жилых кварталов, а также пара искусственных пляжей. В районе находится храм с интересным названием «Ваша леди в печали» или «Ваша дама грустит» (Our lady of sorrows).
Признаюсь честно, трек для меня был тяжёлым. Сделал я его спонтанно. Мне пришлось идти в туфлях по колким камням. Стояла жара градусов 40.
Тропа вела мимо пещер и укреплений к старым орудиям, расположенным на скалистом гребне.
Со склонов Гибралтара открывался живописный вид на Африку (Марокко и Сеуту). Одна из вершин была обрамлена живописной дымкой, словно в туман укутанное утреннее поле, с росой и мокрой паутиной.
Внизу был слышен постоянный громкий гул одного из кораблей, который находился под нами.
А что это за остров, спросил я у Волтера, указывая вдаль. Ранее на картах я не замечал никаких островов в этом районе. Поэтому мне было интересно.
Волтер улыбнулся и сказал мне, что это топливный танкер. Он был похож на скалу, окутанную дымкой.
Шли мы около часа, пока не забрались на вершину.
Волтер спешил, но при этом постоянно задыхался. Я часто напоминал ему о том, что нужно идти медленнее, чтобы не было отдышки. Волтер слушал меня, и ход сбавлял. Отдышка пропадала, и ему приходилось легче.
У меня отдышка была не столь значительна, но сильно ныли ноги.
Волтер в свою очередь мне постоянно что-то рассказывал про обезьян и бабочек. На Гибралтаре он был не первый раз и всё здесь знал.
Взойдя на вершину гребня, мы повстречали Гибралтарских обезьян. Все они были очень спокойные по характеру и лояльные к туристам. Их даже можно было потрогать, но я решил ограничиться просто фото и видео, ввиду непредсказуемости характера животных.
Говорят, что Гибралтар будет британским до тех пор, пока в нём будет жить хотя бы одна обезьяна.
Заметив намерения Волтера идти дальше по верху гребня, я распрощался с ним и отправился вниз.
Вот она ирландская прыть, подумал я. В 70 лет скакать по горам в бодром здравии, хотя мой учитель Юрий Васильевич Ефремов смог бы с ним посоревноваться в возрасте и бодрости.
Он продолжил свой трек по верху, а я пошел вниз в город и к водопаду Европа.
Я был удивлён, найдя на карте Гибралтара водопад, и не верил в его существование, потому что на картах часто встречаются не свойственные конкретной территории объекты. Тем не менее, решил проверить, и впоследствии выяснил, что он существует.
К водопаду я шёл по западному склону Гибралтарского гребня. Западную часть полуострова, а по сути, и города занимает огромный порт. Он и приносит нескромный доход Гибралтару.
Порт даёт работу местным британцам. Гибралтар зарабатывает на заправке судов, входящих и выходящих в Средиземное море. Гибралтар – это ворота в средиземноморье.
ВВП Гибралтара почти 2 миллиарда долларов на 30000 жителей. Не слабо!
С западного склона Гибралтара открывается замечательный вид на бухту и Испанский город Альхесирас. С противоположной же стоны бухты, из города Альхестрас, Гибралтар похож на огромный корабль, рядом с которым плавают корабли поменьше.
Войдя в город, я заглянул в одно из кафе, чтобы купить воды. Там работало два индуса из Дели. Даже им здесь место нашлось, подумал я. Но карты для оплаты они не принимали, оставив меня наедине с моей жаждой.
По пути я посетил местную крепость и гибралтарский пляж. Вода в море была очень холодной, поэтому я просто помочил ноги, что ненадолго снизило мою усталость.
Выйдя с пляжа, я отправился в сторону водопада, который находился рядом.
Он большой и очень красивый, по сравнению с другими водопадами, которые мне доводилось видеть.
В этот момент мне ужасно хотелось пить. Я подошел к водопаду, чтобы напиться, но сделав маленький глоток, я понял, что вода в нём очень солёная. Она мгновенно связала всю влагу у меня во рту, да так, что плюнуть было не возможно, чтобы выплюнуть соль, растворённую слюной.
Это усугубило мою жажду.
Я почувствовал, как мой мозг начал сжиматься, а впереди было еще больше километра до мыса Европа и я не знал есть ли там вода или нет.
Водопад, по-видимому, не является настоящим, а вода подается в него искусственно из моря, откуда вытекает из пещеры.
От водопада, я отправился на мыс Европа.
Я прошёл пешком по прохладному тоннелю и сразу вышел к мечети.
Кроме мечети на мысе располагается живописный маяк и развлекательный парк.
Фактически тем же путём, которым я пришел на мыс Европа, я отправился обратно, в Испанию.
Я шёл не торопясь, потому что мои ноги очень сильно устали. Я шёл мимо портовой улицы, современных кварталов, пока через ворота крепости не вошёл в старую часть города на улицу Мейн Стрит. Это самая красивая улица Гибралтара. Здесь расположены магазины, сувенирные лавки, церковь, театр, муниципальные и прочие здания.
Первым делом я купил 1,5 литра воды, чтобы утолить жажду, мучавшую меня.
Здесь я присел на лавочку, чтобы отдохнуть, насладиться видами и духом английского города.
Отдохнув, я снова, не торопясь отправился в путь, но на этот раз в Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон. Я шёл мимо площади, крепости ВПП и таможни.
По пути мне повстречались англичане. Они были очень любезны и добры ко мне. Как и обычные британцы, с которыми мне приходилось общаться.
Я попросил их сделать несколько кадров на фоне скалы для истории. Они не отказали.
Затем мы попрощались, и пройдя границу, я оказался в опять в Испании.
Таким образом, за 10 часов я прошел от границы до мыса Европы и обратно, сделал восхождение на Гибралтарский гребень, увидел обезьян и посмотрел многие достопримечательные места.
Я был очень уставшим, но очень довольным.