У Ивана Крамского есть замечательная серия крестьянских портретов. Художник хотел написать большую работу из жизни деревни и рассматривал портреты крестьян как этюды к ней.
Он говорил : "...мы еще не знаем ни типов, ни характеров нашего народа, как же мы будем писать картины?"
Иван Крамской внимательно выискивал эти типы и переносил на холст. Однако задумке его было не суждено осуществиться. Этюды в конце концов стали законченными портретами, но так и не стали одной большой работой.
Перед нами один из таких портретов – "Созерцатель"
Мы видим оборванного и продрогшего мужичонку, бредущего неведомо куда по раскисшему от дождей осеннему лесу. По всей видимости, уже наступил ноябрь; на лесной тропе и на запахнутом от холода потрепанном армяке крестьянина белеет снежная крупа. Но это ещё не настоящий снег; он растает, не успеешь оглянуться. Смотрите, да он уже тает, растворяется под ногами этого загнанного, мрачного человека, оставляя после себя одни только лужи. Но крестьянина это, кажется, ничуть не волнует. Взгляд его направлен словно внутрь себя – и в то же время вовне. В голове у него ощутимо перекатываются некие мысли, формируясь в образы, и он не то чтобы раздумывает над ними, но созерцает.
Меценат Павел Третьяков
так писал о нем:
"Я его называю созерцателем потому, что я вижу, что он созерцает... Не говорю, что он непременно природу созерцает: может быть, он созерцает тихую семейную жизнь свою после окончания пути, может быть, непроходимую бедность и холод, и голод, и злобу, ожидающие его и дома, может быть, веселие первого кабака представляется ему, может же просто представляется, как вот он сию бы минуту стянул что-нибудь - если бы бог помог!"
Чуть позже о картине этой выскажется и Фёдор Достоевский:
"Если б его [мужичонку] толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, - для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за долгие годы, бросит все и уйдёт в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может, случится и то, и другое вместе. Созерцателей в народе довольно".
И это истинная правда. Даже в наше время можно встретить такого вот погруженного в себя – и в то же время в никуда – мужичка.
Вам не попадались подобные типажи?..
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Валентин Серов. Девочка с персиками
Василий Перов. Трагедия, обернувшаяся счастьем