Деревня Сантикхири (Гора или город мира), ранее известная как Мэ Салонг, находится в высокогорьях Таиланда на горе Дои Мэ Салонг хребта Дэн Лао, в округе Мае Фа Луанг, провинции Чианг Рай – самой северной провинции страны. В некоторых путеводителях сегодняшний Мэ Салонг сравнивают с вымышленной страной Шангри-Ла, описанной Джеймсом Хилтоном в романе «Потерянный горизонт» (литературной аллегорией Шамбалы), но спокойным и умиротворённым это место было не всегда.
Истоки общины Сантикхири восходят к концу гражданской войны в Китае. Её ранняя история была сосредоточена исключительно на торговле опиумом в Золотом Треугольнике и её население, состоящее из бойцов «потерянной армии» - 93-й дивизии армии Китайской Республики - занималось выращиванием мака и его последующей переработкой. В октябре 1949 года, после победы коммунистической партии Мао Цзэдуна в Китае, побежденные войска Гоминьдана во главе с генералиссимусом Чан Кайши отступили на Тайвань, за исключением 3-го и 5-го полков 93-й дивизии, которые отказались сдаться. Боевые действия между коммунистическими войсками и войсками Гоминьдана продолжались в некоторых отдаленных районах КНР, включая Юньнань на юго-западе страны. Когда в январе 1950 года коммунисты вошли в столицу провинции Куньмин, около 12 000 военнослужащих 3-го и 5-го полков под командованием генералов Ли Вэньхуана и Туан Ши-вена пробились из Юньнани и бежали в бирманские джунгли.
Вскоре бирманцы обнаружили, что на их территории разбила лагерь иностранная армия и начали наступление на окопавшихся в джунглях солдат 93-й дивизии, не сдавшихся коммунистическому режиму. Боевые действия продолжались почти 12 лет и несколько тысяч бойцов Гоминьдана были в конечном итоге эвакуированы на Тайвань.
Когда Китай вступил в Корейскую войну, у ЦРУ была острая потребность в разведывательных данных по Китаю. Агентство обратилось к двум генералам Гоминьдана, согласившихся отправлять некоторых солдат обратно в Китай для сбора необходимой информации. Взамен агентство предложило оружие, и в период с 1950 по 1952 год армия Гоминьдана не менее семи раз пыталась вторгнуться в Юньнань, но всегда без победы возвращалась в штат Шан.
Окончание Корейской войны в 1953 году не стало концом борьбы Гоминьдана с коммунистическими китайскими и бирманскими армиями, которая продолжалась в течение многих лет при поддержке США и Тайваня и финансировалась доходами от торговли героином в Золотом треугольнике. В процесс торговли были втянуты бойцы «потерянной армии».
В 1961 году генерал Туан Ши-вен вывел около 4000 утомленных в боях солдат Гоминьдана из Бирмы в гористое убежище в Мэ Салонг в Таиланде. В обмен на убежище, правительство Таиланда разрешило им остаться при условии, что они будут помогать в охране района от проникновения коммунистов. В результате, большинство проживающих сегодня жителей деревни являются этническими китайцами и прямыми потомками этих самых солдат Гоминьдана.
В то же самое, время генерал Ли основал свою штаб-квартиру в Тхам Нгобе, к северо-западу от Чиангмая. Армия Гоминьдана была переименована в «Нерегулярные силы Китая» (НСК) и находилась под непосредственным контролем специальной целевой группы под кодовым названием «04» под юрисдикцией Бангкока.
После заключения соглашения о передаче руководства группой тайскому правительству, на должность губернатора Чианграя был переведен губернатор Южного Таиланда Приат Саманмит, в обязанности которого входило наблюдение за дивизией Гоминьдана. Вскоре после вступления в должность, Саманмит был убит коммунистическими повстанцами.
После этого, подразделению НСК было приказано помочь правительству Таиланда противостоять наступающим армиям на северных границах страны и внутренней угрозе со стороны коммунистической партии Таиланда. Ожесточенные бои велись в горах Дой Луанг, Дой Яу, Дой Фамон и Мэ Аб, и НСК успешно противостояла коммунистическому восстанию. Самая кровавая операция была начата 10 декабря 1970 года, и в этой пятилетней кампании погибло более 1000 человек, большинство из которых подорвались на наземных минах. Лишь в 1982 году солдаты «потерянной армии» смогли сдать оружие, перестать воевать и осесть в Мэ Салонге. В качестве награды за их службу правительство Таиланда предоставило гражданство оставшимся солдатам Гоминьдана и их семьям.
Несмотря на попытки правительства Таиланда интегрировать бойцов «потерянной армии» и их семьи в таиландскую нацию, жители Мэ Салонга в течение многих лет предпочитали заниматься незаконной торговлей опиумом, производству которого в то время официальный Таиланд объявил войну. Всем втянутым в незаконное выращивание мака, правительство предложило заняться возделыванием других сельскохозяйственных культур, с обязательством выкупать у крестьян урожаи. Эта политика принесла свои плоды и на севере страны сейчас выращивается клубника, кофе, а в Мэ Салонге знаменитый чай Улун, с которым многие из вас хорошо знакомы.
Радикальные меры в борьбе с наркотиками помогли только в войне с героином. На смену героину в Таиланд пришел метамфетамин, и эта война продолжается до сих пор, но это уже совсем другая история…
В 1994 году Мэ Салонг переименовали в Сантикхири, чтобы ничего не напоминало об опиуме и деревня открылась для туристов.
Эти замечательные места, именуемые также Маленькой Швейцарией, весьма и весьма достойны посещения. Одно цветение сакуры с декабря по февраль чего стоит!
Здесь на многочисленных плантациях выращивают знаменитый тайский чай и производят высокогорные улуны (oolong), которые ценятся чайными экспертами очень высоко. В Мэ Салонге производится более 80% тайского чая – около 200 тонн в год.
Главная дорога в Мэ Салонг ведет через всю деревню и вдоль всей дороги расположены небольшие семейные магазинчики. В них продавцы сначала заваривают вам чай, предлагают попробовать с разнообразными цукатами и сладостями, а затем купить понравившийся. Магазинчиков настолько много, что глаза разбегаются. Чтобы найти нужный чай, надо потратить довольно много времени. Но знатоки знают – время потрачено недаром!
На высокой горе рядом с деревней расположен храм Мэ Салонг, Wat Mae Salong, где лежит Будда, впавший в нирвану и находится пагода Пхра Бороматхат . Чтобы туда подняться, надо преодолеть 718 ступенек. Это настоящее испытание, и мало у кого хватает сил. Поэтому можно доехать на машине по очень крутой дороге.
Пагода Пхра Бороматхат посвящена королеве-матери. С этого места открывается совершенно невероятный вид на зеленые холмы, чайные плантации, Бирму. Что-то похожее я видел в Мэ Сае, но здесь – просто неописуемо…
Неподалеку от Мэ Салонг живут (именно живут, а не пребывают в экспозиции!) несколько горных племен: акха, лисо и лаху, соблюдая все свои традиции, обычаи и правила. Это совсем другая жизнь, о которой можно писать, писать и писать. А перед этим много-много-много думать. Конечно же здесь есть интересные и иногда удивительные украшения и статуи – домики в виде чайников, левитирующие чайники, традиционные китайские львы.