Найти в Дзене
Takealot.ru

Пакет Яровой — что изменится и как не сесть за репост?

Оглавление

1 июля россияне пристально следили за футболом, а потом безудержно праздновали выход в четвертьфинал нашей футбольной сборной. В этот день многие из нас эмоционально обсуждали прошедшую игру, но многие ли задумались, что эти разговоры были записаны? Ещё полгода наши крики, всхлипы, слова гордости и благодарности будут храниться на серверах мобильных операторов — даже если мы забудем о них на следующий день.

Всё дело в том, что в один день с матчем с испанцами произошло ещё одно интересное событие: в силу вступила заключительная часть нашумевшего когда-то «пакета Яровой».

А что за «пакет»?

Впервые о законе Яровой заговорили ещё в апреле 2016 года. Тогда Ирина Яровая внесла в парламент пакет поправок, якобы призванных защитить граждан от терроризма.

Законопроект вызвал огромный резонанс. Петиция против его принятия собрала более 600 тысяч подписей, а на официальном сайте РОИ меньше чем за месяц были набраны 100 тысяч голосов. По стране прошла серия протестных митингов, а эксперты заявляли о настоящей катастрофе, которая ждёт рунет в случае принятия закона. Обычные пользователи не остались в стороне — злополучный пакет стал поводом для издевательских видео и множества мемов.

Не шурши!
Не шурши!

Тем не менее, закон прошёл 3 чтения в Госдуме, а 7 июля того же года пал последний бастион — его подписал Владимир Путин. В числе поправок имеются следующие:

· Уголовное наказание за «недоносительство», оправдание терроризма в соцсетях, «склонение» к массовым беспорядкам, введение статьи за «международный терроризм»;

· Увеличение сроков наказания по «экстремистским» статьям, уменьшение возраста ответственности по ним до 14 лет;

· Проверка перевозчиками любых посылок на наличие запрещённых предметов;

· Запрет миссионерства для незарегистрированных организаций и запрет проповедей вне церквей, кладбищ и других специально предназначенных мест;

· Предоставление так называемых «ключей шифрования» данных силовым структурам по решению суда.

Наиболее жаркие споры разгорелись касательно пункта о хранении трафика пользователей. Изначально планировалось хранить звонки, сообщения, метаданные и весь интернет-трафик в течение 3 лет. Однако выяснилось, что это требование неисполнимо — в мире нет таких вместительных серверов, а затраты на реализацию оценивались в пять триллионов рублей. В итоге было решено:

· С 1 июля 2018 года хранить все телефонные звонки, СМС-сообщения и метаданные о них в течение полугода;

· С 1 октября того же года операторам связи хранить переписку, видео- и аудиофайлы и персональные данные пользователей в течение месяца. Ежегодно срок хранения необходимо увеличивать минимум на 15%, постепенно доведя его до полугода.

-3

Как закон Яровой повлияет на нашу жизнь?

В первую очередь вспоминают о подорожании интернета. Уже в июне большинство российских провайдеров подняли расценки в среднем на 10%. Кроме того, нужно быть готовыми к постепенному удорожанию или отмене безлимитных тарифов.

-4

Но это далеко не всё. В июне российская компания МФИ-софт представила расценки на сертифицированные дата-центры для операторов. Стоимость сервера, позволяющего хранить трафик 7-8 тысяч абонентов, оценили в 37 млн. рублей.

И если крупные федеральные операторы ещё могут найти эти деньги, то небольшим региональным провайдерам просто негде взять такую сумму. Фактически это может означать разорение небольших провайдеров и монополизацию рынка, при которой крупные операторы будут скупать у локальных их абонентскую базу. Подобный сценарий сделает наш интернет на шаг ближе к китайскому.

-5

Наконец, закон Яровой отразился на работе некоторых сервисов. Теперь любая компания, использующая в работе своего приложения какой-либо протокол шифрования, должна будет по решению суда предоставить органам безопасности некий «ключ», который позволит получить доступ к переписке и другим данным пользователя. Именно это положение закона стало поводом для блокировки в России мессенджера Telegram.

-6

Так, и что теперь делать?

А что в итоге? Мать-одиночка Екатерина Вологженинова получила год обязательных работ за посты «Вконтакте», поддерживающие украинских военных. Инженер Андрей Бубеев был приговорён к двум годам и трём месяцам колонии-поселения за два репоста оппозиционных статей. А блогера Руслана Соколовского, игравшего в храме в Pokemon Go, и вовсе внесли в список террористов и экстремистов, заблокировав все его банковские счета. В общем, есть повод подумать о том, как не оказаться в подобной ситуации.

-7

Первым делом стоит задуматься об использовании VPN. В этом случае товарищ майор увидит только, как вы подключились к серверу где-нибудь в Нидерландах или в Гонконге. VPN имеет и другое важное преимущество — он позволит вам пользоваться заблокированными в России сервисами и сайтами (Telegram, опять же).

-8

Однако VPN не спасёт вас, если ФСБ потребует доступ к вашим данным у посторонней компании. Так называемые «Организаторы распространения информации» из реестра Роскомнадзора тоже должны хранить ваши данные в течение полугода. В этом списке есть:

· «Вконтакте»;

· «Одноклассники»;

· сервисы Mail.Ru (почта, облако и др.);

· «Яндекс» (почта и облако);

· менее популярные сервисы и сайты.

Так что имеет смысл отказаться от таких ресурсов в пользу тех, которые ещё не находятся в реестре: Google, Facebook, Viber и других.

Ваша переписка будет в полной сохранности, если вы пользуетесь мессенджером с end-to-end шифрованием: такая технология позволяет передавать данные на телефон собеседника в обход серверов компании. Эта функция реализована, например, в WhatsApp, секретных чатах Telegram и звонках «Вконтакте».

В общем, госпожа Яровая и российские власти сильно повышают нашу интернет-грамотность и даже прививают важную привычку: в интернете тоже нужно предохраняться. За это, наверное, даже стоит их поблагодарить. А мы, кстати, расскажем ещё много интересного и полезного о технологиях в России и во всём мире, так что подписывайтесь на канал Дзен и рассылку Inspector Gadgets!