Найти тему

Как выбрать карьерный путь в журналистике

Оглавление

Конспект лекции бывшего главреда «Афиши Daily» Екатерины Дементьевой о том, как найти себя в журналистике

Этот конспект для тех, кто начинает свой путь в журналистике. Важно правильно выбрать карьерную стратегию. Выбор довольно разнообразный. Но основные варианты — это автор, редактор и блогер. О них и поговорим.

Как стать автором

В начале карьеры автор — это руки и ноги редакции, которые бегают и добывают то, на что у редакции нет времени. Авторы получают меньше денег, но больше славы.

Редакциям нужны люди, которые умеют прежде всего не хорошо писать, а хорошо рассказывать истории: подмечать интонации, позы, оговорки, задавать правильные вопросы, следить за нитью разговора и в ходе интервью вспоминать, что спросил в первом вопросе.

Автор не вырастет без редактора. Ему нужно войти в союз с правильным редактором, который объяснит сильные и слабые стороны, начнет вытягивать его тексты, говорить, что у него хорошо получается, а что плохо. Чем редактор злее и беспощаднее, тем лучше. А вот всякие капризные естественные человеческие обиды автору нужно забыть.

-2

Когда автор вырос и уже не просто бегает и приносит сюжеты, он обязан высказываться по поводу и без. Он обязан иметь фейсбук, телеграм и быть заметным, выступать за все хорошее, против всего плохого. Это такая отдельная домашняя работа, второй рабочий день. И это важно.

Самый простой способ начать быть хорошим автором — это брать интервью.

Как стать редактором

В отличие от рук и ног, которые ходят и физически делают работу, редактор смотрит и слушает, о чем говорят: что сейчас самое важное, что в тренде, что все обсуждают. Каждый день нужно сидеть, думать и придумывать, про что нужно срочно сделать материал. И при этом смотреть вперед, чтобы не оказалось, что ты последний в мире редактор, который исписывает листочек, когда все уже перешли на видео. Ты должен смотреть еще и за технологиями, которыми твои авторы рассказывают истории и сюжеты.

-3

Самый простой способ стать редактором — это начать придумывать хорошие темы и предлагать их редакциям. Вы должны стать человеком, который умеет очень быстро подсказывать очевидные темы или придумывать классные и неочевидные.

Как стать блогером

Блогеры — это люди, которые быстрее всех схватывают и осваивают инстаграм, снепчат, телеграм, заводят первыми каналы, набирают себе людей. Для них главное — доходчивость: нужно очень быстро большой аудитории что-то внятно рассказать и разложить разными способами. Например, блестящий автор и главред медиа имени самого себя Илья Варламов придумал такой жанр: картинки с подписями. Грубо говоря, его материалы можно обозначить так: «10 причин почему я ненавижу Саранск» или «10 причин почему велосипедную дорожку нужно сделать так, как я сказал». Это очень доходчивый жанр: есть очевидная картинка и есть подробное описание.

Не сильно типологически отличается по жанру картинка с приятным кофейным столиком, яичницей, уютной булочкой, журналом, где написано, что лучшие завтраки в Москве только в этом кафе. Опубликовано в инстаграме какой-нибудь девушкой, все понятно, на картинке все расписано, каждый день делая такие картинки, можно за год стать приличным фуд-блогером.

-4

Как стать видеоблогером

За самыми успешными каналами часто стоят целые редакции. Там есть продюсер, дизайнер, люди, которые находят сюжеты. Как у Ивана Урганта есть люди, которые находят новости, пишут шутки, придумывают, что сегодня будем танцевать такой-то танец и озвучивать вот такой мем. В этой команде тоже можно работать и быть редактором или автором какого-то блогера, а можно быть им самим.

Блогеру важно найти себе неоднозначный образ. Мало быть смешным, красивым или милым, надо немножко раздражать людей.

Самый простой способ стать видеоблогером — это украсть зарубежное шоу. В этом нет ничего плохого, если украсть правильно. Кто-то крадет глупо и буквально все копирует, а кто-то просто посмотрел, что хорошо идет жанр летсплей или «дорогая косметика против дешевой». Почему бы не сделать то же самое, но со своей спецификой и для русскоязычной аудитории.

С чего начать

Напишите в редакцию. Письмо должно быть не слишком коротким: «возьмите меня, готов на все», но и не слишком длинным. Лучше всего предложить в письме какую-то помощь или идею: изучите издание и подумайте, чего там не хватает и что вы можете дать. Разгрузите редакцию в самой скучной работе. Например, расшифровка интервью. Этим никто не любит заниматься.

—————————————————————————————————————

Подписывайтесь на ежедневную рассылку
с подборкой лучших статей для редактора.