Экс-президент склонился над книгой, используя бритву и ножницы, чтобы аккуратно вырезать небольшие квадраты текста. Вскоре слова книги будут жить в их собственной книге, переплетенные в красную кожу и готовые для чтения в личные моменты созерцания. Каждое сокращение имело цель, и каждое слово было тщательно продумано. Работая, Томас Джефферсон аккуратно вставлял в Книгу свои подборки —на разных древних и современных языках, отражавших его обширные познания.
Томас Джефферсон был известен как изобретатель и ремесленник. Но на этот раз он возился с чем-то, что считалось священным для сотен миллионов людей: с Библией.
Используя свои вырезки, стареющий третий президент создал свой Новый Завет, который большинство христиан вряд ли узнают. Эта Библия была сосредоточена только на Иисусе, но не на его мистических работах. Сюда не входили главные сцены, такие как воскрешение или вознесение на небеса, или чудеса, такие как превращение воды в вино или хождение по воде. Вместо этого в Библии Джефферсона основное внимание уделялось Иисусу как человеку нравственности, учителю, чьи истины были выражены без помощи чудес или сверхъестественных сил Бога.
84-страничная Библия Джефферсона, предназначенная для его личного пользования и хранившаяся в секрете в течение десятилетий, была работой человека, который большую часть своей жизни боролся с религией и сомневался в ней.
Подготовленная ближе к концу жизни экс-президента, Библия Джефферсона, как теперь известно, не содержала признаков божественности Иисуса. В двух томах, «Философия Иисуса из Назарета» и «Жизнь и нравственность Иисуса из Назарета», Джефферсон отредактировал библейские отрывки, которые он считал чрезмерными или оскорбляющими его чувство разума эпохи Просвещения. Он оставил после себя тщательно сжатое видение Библии, иллюстрирующее его сложные взаимоотношения с христианством.
Книга хранилась в тайне по нескольким причинам. Сам Джефферсон считал, что религия человека находится между ними и их Богом. Религия - это «вопрос между каждым человеком и его создателем, в который никто другой, и тем более публика, не имеет права вмешиваться», - писал он в 1813 году.
Но у Джефферсона была еще одна причина, чтобы сохранить свою исправленную Библию в тайне. В начале 19 века обращение с ножом к Библии было не чем иным, как революцией. Если бы эта книга была известна, утверждает Митч Горовиц, который редактировал переиздание книги Джефферсона, «она, вероятно, стала бы одним из самых противоречивых и влиятельных религиозных произведений ранней американской истории».
Редакционная работа Джефферсона произошла в Соединенных Штатах, глубоко укоренившихся в государственной религии. Хотя многие эмигранты приехали в Америку, чтобы избежать религиозных преследований, законы о религиозной практике были частью дореволюционной жизни. Даже после основания Соединенных Штатов и ратификации Первой поправки штаты использовали государственные средства на оплату церквей и принимали законы, отстаивающие различные принципы христианства, на протяжении более столетия после принятия Билля о правах. Например, штат Массачусетс до 1833 года не отменял официальную государственную религию конгрегационализма.
Джефферсон, веривший в рациональное мышление и самоопределение, давно выступал против таких законов, сохраняя при этом свои собственные взгляды на религию в строгом секрете. В 1786 году он написал закон Вирджинии, запрещающий государству заставлять кого-либо посещать определенную церковь или преследовать их за их религиозные убеждения. Закон отменил англиканскую церковь как официальную церковь Вирджинии. Джефферсон так гордился своим достижением, что сказал своим наследникам, что хотел, чтобы оно было надписано на его надгробии, а также авторство Декларации независимости и основания Университета Вирджинии.
Во время его политической карьеры религиозные взгляды Джефферсона - или их отсутствие - вызвали возмущение у его коллег-колонистов и граждан. Федералисты обвинили его в атеизме и восстании против христианства во время порочных выборов 1800 года. Среди них был Теодор Дуайт, журналист, который утверждал, что избрание Джефферсона приведет к краху самого христианства. «Убийство, грабеж, изнасилование, супружеская измена и инцест будут открыто преподаваться и практиковаться, воздух будет разрываться от криков скорби, земля будет пропитана кровью, нация – чернотой преступлений», - предсказал он.
Джефферсон продолжал бороться со своими собственными взглядами на христианство после того, как его президентский срок закончился. Его личная переписка часто касалась религии и религиозной свободы, и в 1820 году, когда ему было 77 лет, он начал вырезать части Нового Завета, которые он счел ненужными.
«Даже когда для этого потребовалось довольно осторожное резание ножницами или бритвой, - пишет историк Эдвин С. Гаустад, - Джефферсону удалось сохранить роль Иисуса как великого учителя морали, а не шамана или целителя веры». «Джефферсон не хотел, чтобы Библию читали другие», - отмечает Гаустад. «Он сочинил ее для себя», - пишет он. – «Он очень дорожил бриллиантами».
При жизни Джефферсона мало кто знал о пересмотренной Библии бывшего президента, которую он завещал марте Рэндольф, своей старшей дочери. Но в 1880-х годах студент университета Джона Хопкинса Сайрус Адлер обнаружил разделенные книги в частной библиотеке. Когда он узнал, что они принадлежат Джефферсону, он начал искать книгу, которой они стали.
В 1895 году Адлер наконец получил доступ к Библии Джефферсона. К тому времени первый том «Философия Иисуса из Назарета» был утерян. Но правнучка Джефферсона согласилась продать второй том «Жизнь и нравственность Иисуса из Назарета» Смитсоновскому институту.
Теперь мир знал о частной Библии Джефферсона, и с 1904 по 1950-е годы входящие сенаторы получили свою собственную копию Библии. Эта практика закончилась, как только правительственная печать закончилась, но в 1990-х годах экономист Джадд У. Паттон возродил эту традицию и начал рассылать ее каждому члену Конгресса. Сегодня секретная Библия Джефферсона хранится в Смитсоновском институте, который оцифровал книгу, чтобы ее мог прочитать каждый.