48 лет назад вышел в прокат фильм Леонида Гайдая, 43 года мы смотрим и версию Марка Захарова, невольно сравнивая обе экранизации. Интересно знать, есть ли зрители, которым нравятся оба варианта, или все безоговорочно разделились на два враждебных лагеря?
Может все дело в том, кто в какой последовательности знакомился с героями Ильфа и Петрова? Лично я, например, сначала прочел «12 стульев» и «Золотого теленка», а уже потом посмотрел фильмы. Правда это было в ранней юности и тогда я просто ржал, как конь, особо не вникая в сущность и характеры героев. Уж больно сочный и утонченно-юморной слог был у авторов. Позже, повзрослев, я пытался представить себе книжного Бендера, но абстрагироваться от Гомиашвили, Миронова и Юрского уже не смог. А вы, читая книгу, пробовали понять, что за человек – Остап Бендер?
В первой книге его характеристика очень скупа: молодой человек лет 28 в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинового цвета, носков под которыми не было. Дальше о нем можно судить лишь по поступкам.
Казалось бы, есть полная свобода для режиссерской фантазии! Но тут-то и случилась первая засада. Леонид Гайдай безуспешно перепробовал на роль Остапа множество первоклассных актеров, даже начал снимать Александра Белявского, а потом и ему дал отставку. Это из ряда вон выходящий случай! Потом он откопал в грузинской провинции Арчила Гомиашвили, снял его в фильме и вдрызг с ним рассорился.
Актеру не понравилось, что режиссер гонял его, как зайца, а потом еще и озвучил голосом Юрия Саранцева. Помирились они только тогда, когда вышел фильм Марка Захарова. Гайдай сам позвонил Гомиашвили и закричал в трубку: «Ты видел это уголовное преступление?!»
У Захарова изначально была сложная задача – снять совершенно другой фильм с другим Остапом. Кроме того, он пошел по своей привычной театральной схеме: сделал подобие музыкального спектакля с прекрасной музыкой и песнями тандема «Геннадий Гладков-Юлий Ким». На театральной сцене эта концепция, возможно была бы более динамичной и радостной. В фильме же, Остап Андрея Миронова несколько мрачноват, устал и уже готов свалить к добрым мулатам, не дожидаясь «Золотого теленка», о чем и поет в песне «О, Рио-Рио! О, мама миа, потерпи... Я приеду на днях!»
Недавно вышла передача к юбилею Александра Ширвиндта, где он рассказал, что Захаров, объясняя Миронову рисунок роли сказал: «Андрей, возьми Шуркин (Ширвиндта) тухлый глаз». И он взял! Получилось, что Миронов, играя Остапа Бендера, на самом деле играл Александра Ширвиндта.
Может быть проблема заключается в том, что в советские времена жулик (по идеологическим соображениям) не мог быть положительным героем. Поэтому и авторы, и режиссеры побоялись придать Остапу больше обаяния и жизнерадостности.
А вы что думаете об этом? Пишите, если понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, до встречи!