Найти тему
Да вы издеваетесь

"Полинька Сакс" Александра Дружинина (1847)

Оглавление

Повесть А.В. Дружинина "Полинька Сакс" впервые напечатана в 1847 году в журнале «Современник» (№ 12), она хорошо была принята публикой и критикой. В своем роде, это замечательное произведение. Написанное еще до романов Тургенева, Гончарова, Толстого и Достоевского (тот успел только напечатать "Бедных людей" годом ранее) оно предвосхищает их и содержит, как будто в зародыше, прототипы будущих героев. Деятельный Сакс напоминает Штольца, перерождение Полиньки наводит на мысль о "тургеневских девушках", в страстном щеголе Галицком угадываются блестящие молодые люди Толстого, от пантагрюэлиста Залешина веет обломовщиной, а из вставной новеллы о пансионерке, вышедшей за пьяницу-чиновника, когда-нибудь родится трагедия семьи Мармеладовых.

Однако, повесть не особенное известна. Дело в том, что она принадлежит к начальному этапу критического реализма, формировавшегося в начале 1840-х годов под влиянием Н.В. Гоголя, и, как это часто происходит, будучи чистым образцом стиля, проигрывает в художественном плане. Но как концентрированное отражение современных тенденций повесть представляет необычайный интерес.

Сюжет

Константину Саксу за тридцать, он уже многое повидал в жизни: учился, жил за границей, воевал на Кавказе, а теперь прилежно служит в Петербурге и отдает этой деятельности все свое время. Он женится на молодой Полиньке, дочери богатых родителей, только что выпустившейся из женского пансиона. Полинька, с одной стороны, показана как типичная пансионерка - у нее нет глубоких знаний, отсутствует знание жизни, она не имеет никакого подобающего увлечения: книги, музыка, живопись - все это ей кажется очень скучно и даже неприлично, она ориентирована на общепринятый образ жизни, что, конечно, не соотносится с современными взглядами Сакса. С другой стороны, наивность героини абсолютно непритворна, она неиспорченна, ее взгляды недалекие, но искренние.

Полинька грустит в своем готическом будуаре. Иллюстрации В. П. Низова (1989)
Полинька грустит в своем готическом будуаре. Иллюстрации В. П. Низова (1989)

Эта детская непосредственность и нравится Саксу, так как он надеется воспитать молодую жену в своем духе, но и раздражает излишней наивностью, детскостью, которую ему никак не удается перебороть с помощью разговоров и искусства.

Страница из издания повести 1886 года (Дорожная библиотека).
Страница из издания повести 1886 года (Дорожная библиотека).

Мысль о том, что разум человека при рождении является tabula rasa, и ребенок может быть воспитан, каким угодно, высказана еще в трактате Джона Локка в конце XVII века, а затем повторена Руссо. Неудивительно, что Сакс, все время называющий свою жену ребенком и дочерью, считает, что у него все получится. Вот только, по верному замечанию его друга Залешина, он и сам не знает, чего конкретно хочет от жены: то он сует ей романы Жорж Санд, то веселится вместе с ней, то злится на ее непонятливость.

Неустойчивый семейный мир нарушается, когда появляется князь Галицкий - молодой аристократ, влюбленный в Полиньку еще со времен ее пребывания в пансионе.

Формула конфликта

Повесть Дружинина немного формула: есть немолодой серьезный муж, наивная юная красавица-жена и влюбленный в нее молодой человек, который готов на все. Вычитаем с помощью хитрости мужа, складываем девушку и юношу... Казалось бы результатом должна стать пылкая драма о запретной любви, может быть, заканчивающаяся побегом, дуэлью или даже самоубийством, но "Полинька Сакс" не так проста. Раз за разом автор разрушает принятые романтические каноны: молодая жена не знает, что ей делать с ухажером, юноша сначала подличает, а потом не на шутку влюбляется, а великодушие мужа вообще не знает границ.

Забавно следить, как автор нагнетает атмосферу готических романов, описывая темный лес, мрачную реку, полузаброшенный старинный дом... и все это для того, чтобы герои просто могли поговорить без свидетелей.

Отголоски романтизма в пейзаже Саврасова А.К. "Осенний лес. Кунцево. Проклятое место"
Отголоски романтизма в пейзаже Саврасова А.К. "Осенний лес. Кунцево. Проклятое место"

Формульности добавляет структура: рассказ от лица автора перемежается письмами - старый сентименталистский прием, позволяющий автору без особенных художественных ухищрений передать эмоции героев и показать ситуацию с разных сторон. В итоге, психологическая эволюция персонажей движется как будто скачками, а читатель, привыкший к тонкому анализу Тургенева и долгим периодам Достоевского, чувствует себя немного обворованным.

С другой стороны, может быть, это и плюс повести Дружинина. Она задает вопросы обществу середины XIX века очень прямолинейно: чего мы хотим от женщины? Почему мы одновременно превозносим наивность в девушке, но требуем разума от жены через день после свадьбы? Как она должна повзрослеть, если ее муж воспринимает ее как ребенка и не дает волю чувствам, а молодой возлюбленный уничтожает ее репутацию?

В итоге, героиня взрослеет не разумом, как хотел Сакс, но чувствами, однако заплатить ей за это приходится слишком высокую цену.

-4